Драматургия ТВ жанров!

4. Подготовка сценария телевизионных программ: замысел, сбор материала, идея программы, сценарные эпизоды, закадровый текст.

Главным основополагающим при создании сценария является выбор темы. Тема это предмет исследования, изображение или повествования. В искусстве вообще автор нередко опережает свое время, выбирая такую тему, которую способны оценить скорее потомки, чем современники. Однако телевизионное искусство требует актуальности. То, что предъявляется зрителю, должно быть злободневным.
Темы можно разделить на темы сиюминутные и темы вечные. Темы сиюминутные как правило конъюнктурные и интерес к ним быстро пропадает. Вечные темы - вневременные, интерес к ним проходит через поколения.
Любая тема интерпретируется через человека, т.е. тему сценария нужно конкретизировать, локализовать, необходимо найти героя, на примере которого этот комплекс проблем можно выявить.
Замысел - это первое приближение к сюжету и основной идее произведения.
Сбор материала для сценария. После того как вы определились с будущим героем, необходимо узнать максимум возможного о его жизни. На этом этапе важно собрать максимально полную информацию о среде жизни героя. Возможно, получиться определиться с тем, кто станет второстепенным героем программы. Важно определиться с теми деталями, которые помогут вам воссоздать фон и соц среду жизни героя. На этом этапе можно вдруг обнаружить, что этот герой вам совершенной не подходит.
Важно не допустить ошибок, все должно быть проверено и перепроверено. Написание сценария требует умения реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Обычно, пока пишется сценарий может что-то измениться в судьбе героя, в ваших взглядах на проблему, в социально-историческом процессе. Поправки вносятся не только на стадии написания, но и на более поздних этапах. Сценарий переписывается на этапе съемки, монтажа, накладки закадрового текста.
В последнее время на телевидении появилась масса развлекательных передач, которые снимают в условиях студии. Эти программы являются повторяющимися и как правило для каждого выпуска новый сценарий не пишется. Обновление сценария касается текста ведущих и разработки характеров персонажа.
Сценарий для телевизионного проекта должен сочетать в себе литературные и экранные черты. К литературным относятся тема, идея, сюжет, язык, стиль и образная система. К экранным относится то, что предстоит снимать и показывать зрителю. Есть два варианта написания таких сценариев. В первом случае, пространство делится на две части: в первой фиксируется все, что относится к тексту, а во второй все, что относится к визуальному ряду ( места съемки, ракурсы, планы, переходы). Сегодня сценаристы предпочитают писать сценарий сплошным потоком.
Важно помнить о том, что сверхзадача заключается в том, чтобы рассказать увлекательную историю. У всякой истории есть свой сюжет. Некоторые специалисты считают, что сюжет и фабула это одно и то же, но при написании сценария принято разводить эти понятия. Сюжет это та хронологическая последовательность событий, поступков персонажей, о которых рассказывается в сценарии. Фабула же это те явления и поступки, которые изложены в последовательности, выбранной автором. Можно сослаться на произведение М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", в котором события рассказываются вне своей временной последовательности.
События - это всегда экстраординарный случай, уникальное явление. Сюжет нуждается в персонаже, который обладает свободой действия. Для усиления драматургического конфликта у героя должен появиться двойник-антипод, носитель другого мировоззрения. Любой сценарий состоит из эпизодов. Под эпизодом понимают частичку сценария, который имеет начало и конец. Граница между эпизодами обозначается обычно переносом действия из места, временным переходом, сменой персонажа.

Оглавление