Драматургия ТВ жанров!

3.Трагикомедия. Драма.Мелодрама.Феномен сложно жанровой драматургии (на примере пьес Чехова и Вампилова)

Трагикомедия
Трагикомедия это не драма с хорошим финалом. У этого жанра есть свои законы. Это переплетение двух позиций трагического и комического. Истоки восходят к античности. Предшественница это драма сатир. Первые образцы в творчестве Еврипида, Плавта. Наиболее типичное воплощение героя это мифологический персонаж Амфитрион. Это царь Тирифа отчим Геракла. Он стал воплощением обманутого поневоле мужа. Его супруга Алкмена считалась воплощением добродетели, но Зевс в образе амфитриона явился к ней и в результате этого явился Геракл. С одной стороны он заслуживает сочувствия, но есть и комическое.
Расцвет в эпоху Ренессанса в позднем творчестве Шекспира. Самый яркий период в 20 веке, Дюрренматт (швейцарский прозаик). Эти авторы пришли в драматургию на волне социальных катаклизмов. Выражают особое трагикомическое состояние в результате ломки существующих устоев и кризиса идеологи, развивается на фоне социальных потрясений. Рацкий: «трагикомическое связано с чувством относительности существующих критерий моральных, социальных, политических философских. Оно не признает абсолютного и четкого представления о норме, порядке, морали, принципах мироустройства и чел поведения».
Особенности:
1)отсутствие стабильной установки зрительского восприятия
 расколотость сознаний, при которых трагическое неожиданно может повернуться комическим и наоборот.
 природа построения конфликтов такова, что как только зритель успокаивается, его восприятие приобретает фиксированный характер, автор вновь переворачивает ситуацию противоположной гранью, этот переход может не сразу осознаваться, грани становятся значительно зыбкими.
2) двойственность взгляда на мир. Состояние перехода. Зритель может сочувствовать и сопереживать персонажу, но он так же становится сторонним наблюдателем, смотрит снаружи. Степень сопереживания на много больше.
3)специфика героя трагикомедии. Дземидок: "истиной трагикомической фигурой может быть тот герой, чья трагичность может быть обусловлена комичностью". Главный герой трагикомедии это типичный молодой человек по имени Гэли Гэй. Он пошел за рыбой на обед и стал жертвой волонтеров, которые вербовали солдат. Переходит от погружения к отстраненному восприятию.
4)требует активной роли автора (Брехт) текст приобретает черты притчи, философского трактата, эссе. Главная задача довести до сознания зрителей какую-то идею, лежащую перед глазами но остающуюся непонятой. Пьеса пишется, как текст. Автор балансирует между очеловечиванием и отчуждением. Без отчуждения трагикомедии не бывает. Дюрренматт "Визит старой дамы", "Ромул великий".
В русской драматургии редко встречаются трагикомические произведения. Сухово-Кобылин, Салтыков-Щедрин 19 век. Булгаков, Шварц, Валуди, Разиский.
5) достижение трагикомического эффекта возможно в результате активного авторского выражения к герою и конфликту. Это особый мир, не претендующий на достижение иллюзии правдоподобия.
Драма
Исторически это наиболее молодой жанр, сложился к 18 веку. Объясняют причину появления в изменившейся соц. действительности. Теория драм возникла намного раньше самой драмы. Философы, мыслители эпохи просвещения фактически сформулировали принципы драмы, но создать произведение которое отвечает этим критериям не смогли (Дидро, Бомарше). Каждый говорил о необходимости честности в отображении жизни. Полагали, что достоинство автора заключается в его правдивости. Ни один из них не смог написать такое произведение. Примеры - островский, тургенев, ибсон, гауптман, чехов, горький. Природа драмы: специалисты утверждают, что драматическое близко к трагическому, но имеет слабую степень выражения и не столь напряженный конфликт. В редких случаях драма заканчивается гибелью героя. Автор пытается сохранить объективность, быть наблюдателем конфликта. Зритель свидетель, драма исключает идентификацию с героем и взглядом автора. Даже с гибелью героя конфликт драмы не исчерпывается, жизнь продолжается. Авторы приходили к выводу, что смерть это не самое худшее.
Язык драмы
Требует иллюзии. Авторы, которые берутся за написание драм, должны хорошо владеть разговорной речью. Использовать бытовые обороты и неправильности речи. Уметь воспроизводить особенности речи разных соц. групп. Важна точность интонации. Такую драматургию стали называть магнитофонной. Наиболее яркий пример у Вампилова, Петрушевской. Современные авторы создали такой жанр как "театр doc". Есть своя задача, показать жизнь разных соц. слоев. Автор драмы стремится занять позицию объективного свидетеля происходящих событий и излагать их так, чтобы все случившееся воспринималось как факт реальной действительности, как срез жизни.
разновидности драмы
1)психологическая
2)социальная
3)бытовая
В чистом виде они не существуют.
Мелодрама
Жанр возник в 18 веке среди музыкального театра. Само слово состоит из корней "мелос и драм - поющая драма". Паи: "мелодрама это пьеса, в которой наиболее драматически моменты сопровождаются музыкой для выражения эмоций молчащего персонажа, она старается взволновать не столько текстом, сколько эффектами». Средний жанр между драмой и комедией. Герои мелодрамы это представители третьего сословия (рабочие). Переживания не выходят за пределы быта. Представители -Кацебу,Дидро,Шиллер. Выражает авторскую позицию аналогичную той, которая была в трагедии, но решается конфликт средствами драмы как среднего жанра.
Сложная жанровая драматургия
Произведения, относящиеся к чистым жанрам, стали редкостью. Усложнению структуры драмы, способствует стремление автора к наиболее полному охвату жизненного материала. Система жанров расшатывается, и образуются гибридные жанры. Исследователи предполагают, что это закономерный процесс. Впервые заговорили об этом с появлением чеховских пьес. Сам чехов был внимателен к жанрам. "Иван и три сестры " это драма. "Дядя ваня " – сцены. "леший", "чайка", "вишневый сад"-комедии.
Режиссеры вступали в конфликт с автором. Чайку чаще всего ставили как драму или трагикомедию. Вишневый сад трактовали в драматическом и трагическом ключе. Это возникало из-за того, что они сложно структурированы. Чехов стремился к воплощению драматического принципа. Язык героев передает не только будничную жизнь, но и музыку чувств. В отдельных местах жизнь героев становится необычайно поэтичной и подобную речь можно определить как внебытовую. Чехов возвращает героев в повседневный контекст и меняет ракурс восприятия.

Оглавление