Драматургия ТВ жанров!


23.Специфика теле расследования. Проблемно-тематическое разнообразие телевизионных программ в жанре расследования.

Журналистика расследования занимает прочное место именно на современном ТВ. В условиях визуальной подачи журналист имеет больше средств: монтаж, речь, фоновый звук, закадровый голос, повторы, хронометраж, кадры. В теле расследовании важна наглядность. Жанр расследования получил широкое распр-е в программах в виде публичных размышлений, теле расследований острой проблемы с уже составившим себе имя журналистом.

Темы расследований: от бытовых до национальных. Тематика широкая абсолютно.
Формат теле расследования варьируется от фильма и до ток-шоу. Расследование имеет свои методы на телеэкране:
1) Наблюдение. Объект наблюдения - человек, ситуация, среда. Журналист, включаясь в событие, имеет возможность проследить его развитие. Создается атмосфера участия журналиста в среде. Наблюдение прямое - одни предметы автор может наблюдать, контактируя с ними, косвенное - в силу их удаленности – опосредованно. Наблюдения делятся на открытые и скрытые. В ходе открытого наблюдения журналист афиширует свою роль наблюдающего. При скрытом наблюдении факт наблюдения скрывается.
2)Метод перемены профессии (включенное наблюдение). Меняет профессию и внедряяется в соц. группу для того, чтобы изнутри распознать объект. Включенное наблюдение – самый опасный метод. Позиция в невключенном наблюдении: журналист находится за пределами наблюдаемой ситуации и не входит в контакты с участниками: акции, выборы.
3)Эксперимент. Журн-т создает искусственную среду и изучает ее. Намеренно созданная ситуация позволяет журналисту увидеть в ярком свете то, что при обычном наблюдении было бы растянуто во времени.После завершения эксперимента искусственная реальность перестает существовать.
Расследователь:
Ведущий задает тон расследованию. Поиск источников инф-и требует опыта, умения общаться с людьми. Журналист обязан уметь говорить в «кадре», должен уметь притягивать зрителя. Расследователь должен «гореть» темой, должен ориентироваться в проблеме, иметь свое мнение и его подтверждать.
Специфика теле расследования:
У расследователя техника ведения следствия широкая: “картинка”, контрапункт; монтаж - произвольно-осмысленное сочетание “картинок”; синхронная речь персонажей; закадровый текст; фоновый звук; “стенд-ап” – речь корреспондента на фоне события».
Для телерасследования нужен сценарий. Сценарий – основа сюжета. Сценарием может считаться даже приблизительный план материала, из которого будут ясны ответы на вопросы:
1. Какая задача стоит перед съемочной группой? Зритель должен понять, какую проблему поднимает автор..
2. В каком жанре предстоит работать? 3 жанра для расследования:
- Репортаж – съемка одного события/нескольких, когда автор является участником событий и вовлекает зрителя в происходящее.
- Очерк или фильм – формат съемки позволяет перенестись от повествования в реальном времени в прошлое, проследить судьбу героя.
- Ток-шоу – сочетает в себе вышеназванные жанры.
3. Какова структура сюжета?
Материал сюжета состоит из звуковой дорожки и видеоряда. Звуковая дорожка состоит из закадрового текста, интершума, музыки и звука, записанного в синхроне и стэнд-апе. Видеоряд создают съемки, подготовленные и репортажные – спонтанные. Также съемки спецслужб, архивы. Стенд-ап не всегда должен быть в материале, все зависит от сюжета. Важно знать, что такое кадр, план, ракурс.
Кадр – это изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимое в каждый данный момент». «План» - крупность фигуры или предмета в кадре. Ракурс – угол подачи съемки.
4. Кто герои материала? Автор должен знать, кто герои материала, составить их список, найти между ними связи.
5. Каков объем работы, какими творческими и техническими средствами она должна быть выполнена?
Объем работы разный: зависит от проблематики. Для ТВ главное – «картинка». Ясность, четкость – это должно отличать «картинку». Это не сделать без монтажа. Монтаж – это расстановка кадров в опред. порядке. «Картинка» должна дополнять то, о чем говорит автор, а иногда «картинка» и вовсе заменяет слова в кадре.
Тенденции расследований в телепублицистике:
1) Актуальная тематика и злободневные проблемы
2) Визуализация подачи материалов, запретные кадры, эксклюзивные материалы, материалы с возрастным ограничением. Исп-тся хроника, архивные материалы. Журналист оперирует терминами: стенд-ап, закадровый текст, синхрон, монтаж, без которых ТВ материал не будет готов.
3) Личность автора-расследователя. Его хар-ру подчинен материал.

Оглавление