Драматургия ТВ жанров!

22.История становления и специфика жанра журналистского расследования. Выбор темы, работа с источниками информации, подготовка материала к публикации, этические и юридические аспекты журналистского расследования.
ЖР отражают действ-ть на пике полит, эконом и нравствю потрясений. Расследования как жанр в советское время практически не существовало. Сми зависели от КПСС. В перестройку в обиход журналистики вошло понимание журн-го расследования. «Первые публикации в рос. прессе под рубрикой “ЖР” появились в начале 1990х. Разница опыта зарубежных СМИ и российских разительна: у первых опыт определяется десятилетиями, в России идет только развитие.
В начале нового тысячелетия ситуация не идеальна. Журналисты, специализирующиеся в жанре расследований, не имеют ни инф.базы, ни защиты. В 1991 закон о СМИ наделил журн-та правами. Журн-ка стала рассм-ся как средство в борьбе с произволом властей. Однако исполнить эти ф-ии классическими методами журн-ки не всегда возможно. Поэтому возник спрос на журн-в, способных добыть инф-ю самостоятельно, а их материалы выходили под рубрикой «ЖР». Российское общество заинтересовано в вопросах правды. Поэтому темы журн-х расследований задевают всего общ, соц, эконом и полит. проблемы.
Одним из немногих удачных примеров ЖР того периода можно считать отдельные сюжеты киножурнала «Фитиль», первый выпуск - 1962.
До советского периода расследования были и определялись личностью автора. Короленко- «Мултанское жертвоприношение». Пушкин «История Пугачева». «Сахалин» Чехов. Гиляровский. Щедрин (История одного города), Лесков, Дорошевич, Бурцев. Их материалы еще не оформлялись а самостоятельный жанр ЖР.
Расследование в 90ые:
Программа «Взгляд»: Захаров, Листьев, Любимов, Мукусев, Политковский. Именно «Взгляд» стал школой нового стиля – свободной, основанной на поиске запретной инф-и.
В Америке: Промышленная революция, которая развернулась в Америке в 20–40-е 19в, создала благоприятные условия для дельцов, поставивших перед собой цель делать деньги. Надежды на будущее становятся конкретными и «материальными». Идея разбогатеть носится в воздухе, Америку захлестывает волна коррупции. Лица: Твен, Макклюр, Стеффенс и др. «разгребатели грязи», Журн-ты «Вашингтон пост». Они дали инф-ю базу и основу для Российский журналистов.
В России ЖР расследование, его отдельные элементы были всегда, однако оформилось оно законно к концу 90х гг. 20в. Россия перенимала опыт Западной журн-ки и вносила ее новые элементы.
Специфика жанра.
Своеобразие ЖР как индивидуального жанра определяется хар-ми:
1) Цель – выявление скрытых взаимосвязей. Журн-т проводит исследование и предлагает свой вариант выводов читателю для его оценки. Осн. вопрос, который задает расследователь: «почему? как?».
2) предмет исследования: негативное явление, которое невозможно не заметить. Журналист исп-ет приемы, взятые из практики правоохранительных органов. Его задача – не ловить преступника, а предать гласности факты его преступной деятельности.
3) Подготовка расследования — это поиск инф-ии. Журн-ты ищут не просто актуальные и значимые сведения, а те, кот. малодоступны или скрываются.
4) метод исследования; наблюдения: включенное, невключенное, скрытое, открытое, смена профессии, эксперимент, интервью, док-т.
5) Разработка темы и лит. обработка
1) 1- Присутствие самого автора в ряду истории, о которой идет речь. Публицист показывает весь путь проведенного расследования, а не только рез-ты. Читатель должен увидеть весь объем работы. Благодаря наглядности проведенного расследования очевидными становятся сильные и слабые стороны публикации. Он описывает все, что встретилось ему при расследовании. Оперативность, точность. Все должно подтверждаться!!! Важно иметь доп. запасные подтверждающие факты.
2- «продумывая композицию расследования, автор стремится к нарастанию напряженности действия.
Рекомендации журн-там: Лазовский
1) Познак-ся с инф-ей из общедоступных источников
2) Составить список имен и организаций, которые надо посетить для сбора доп. инф-ии
3) Провести интервью методом открытого забрала.
4) Обратиться к экспертам и провести с ними интервью по возможности без третьих лиц
5) После того, как материал собран, надо изложить этот материал в логической последовательности с исп-ем аргументации
6) Для каждого вывода в материале надо иметь документальное док-во
7) Провести юрид и этическую экспертизу статьи
8) Перед выходом важно согласовать подготовленный материал с заинтересованными лицами.
Этические и юридические нормы.
В различных странах вопросы этики решаются по-разному. В большинстве государств существуют «этические фильтры», «просеивающие» журналистские материалы.
такие фильтры имеют 5 «ступеней очистки»:
1. Законодательство страны создает внешние границы возможного поведения чел-ка.
2.Общие этические нормы принимаются профессиональными журн. организациями.
3.Этические нормы и правила, установлены владельцами отдельных СМИ или самими редакциями.
4. Вопросы этики решают в каждом конкретном случае руководители газет, телеканалов
5.Этические взгляды конкретного журналиста.
В российской практике задействованы преимущественно 1 и 5 ступень. Законодательство регулирует этические границы журн-ки, ограничивая исп-е скрытой видеосъемки. Что касается обще-редакционных правил, то они касаются вопросов этики лишь в той части, которая может затронуть финансовое благополучие конкретных СМИ или сказаться на их репутации.
В большинстве европ. стран действуют ассоциации журналистов, которые регулируют и этические вопросы. В России подобной ассоциации до сих пор не было.
Юридические. Для того чтобы свести к минимуму риск судебных исков, каждый журналист должен иметь под рукой юрид литературу:
1. Конституция РФ
2. Гражданский кодекс РФ
3. Уголовный кодекс РФ
4. Закон РФ «О СМИ»
В России действует Закон «О СМИ», который предоставляет журналистам свободу действий. Именно в этом документе журналист назван человеком, выполняющим общественный долг. Хорошо зная положения Закона о СМИ, вы сможете с честью выйти из затруднительного положения.

Оглавление