(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей
подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать
сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении
школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению
в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница
сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той
школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках
великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об
ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не
ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной
жизни.
(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не
совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство.
(11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего,
даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь
колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни.
(13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед
человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах
окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть
обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек
должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва — это
героический поступок. (17)Но на него нужно идти.
(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей
совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что
человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не
свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который
оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит
в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут
и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря
веры в людей, в порядочность — это самое страшное.
(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось
сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте,
переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.
(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень
ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем
в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне
потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли
с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал,
что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он:
моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался
в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из
того, что делал...
(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же
украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.
(34)Тревоги совести... (35)Они подсказывают, учат; они помогают не
нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно
живущего человека.
(по Д.С. Лихачёву*)
* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский
филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН
Дмитрий Сергеевич Лихачев – советский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН – поднимает в своём тексте проблему раскаяния.
Чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор рассказывает историю о прогулке на теплоходе, во время которой его друг признался в очень дурном поступке молодости. «…он мне рассказал об этом поступке. Сам признался», - пишет Дмитрий Лихачев.
Авторская позиция выражена ясно. Он считает, что «путь к раскаянию может быть долгим и трудным. Но как украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество».
Я полностью согласен с позицией автора. Если человек признал свою вину, пусть и через какое-то время, то это уже заслуживает уважения.
Многие русские и зарубежные писатели обращались к проблеме раскаяния. Одним из таких был Н. М. Карамзин. В своём произведение «Бедная Лиза» автор рассказывает