(1) Всю жизнь нам грозят лишения. (2) Всю жизнь нас беспокоят мысли и заботы о возможных «потерях», «убытках», унижениях и бедности. (3) Но именно в этом и состоит школа жизни: в этом — подготовка к успеху, закал для победы. (4) То, чего требует от нас эта школа, есть духовное преодоление угроз и лишений. (5) Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни. (6) Никакие убытки, потери, лишения не должны выводить нас из душевного равновесия. (7) «Не хватает?» — (8) «Пускай себе не хватает. (9) Я обойдусь». (10) Нельзя терять священное и существенное в жизни; нельзя отказываться от главного, за которое мы ведём борьбу. (11) Но всё несущественное, повседневное, все мелочи жизни — не должны нас ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать.
(12)Искусство сносить лишения требует от человека двух условий.
(13) Во-первых, у него должна быть в жизни некая высшая, всё определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. (14) Это и есть то, чем он живёт и за что он борется; то, что освещает его жизнь и направляет его творческую силу; то, перед чем всё остальное бледнеет и отходит на задний план. (15) Это есть священное и освящающее солнце любви, перед лицом которого лишения не тягостны и угрозы не страшны. (16) Именно таков путь всех героев, всех верующих, исповедников и мучеников.
(17) И, во-вторых, человеку нужна способность сосредоточивать своё внимание, свою любовь, свою волю и своё воображение — не на том, чего не хватает, чего он «лишён», но на том, что ему дано. (18) Кто постояннодумает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заряжен ненавистью. (19) Вечная мысль об убытках может свести человека с ума или уложить в гроб; вечный трепет перед возможными лишениями унижает его и готовит его к рабству. (20) И наоборот: тот, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину и красоту жизни, как бы некую дверь, ведущую в духовные просторы.
(По И. Ильину*)
Иван Ильин (1883-1954) — русский философ, писатель и публицист.
Какие мысли и заботы беспокоят человека? Что входит в искусство жизни? Как достичь душевного равновесия? Эти и другие вопросы ставит в тексте русский философ И. Ильин, однако наиболее детально автор рассматривает проблему влияния лишений на жизнь человека.
Чтобы привлечь внимание читателей к данной теме, писатель рассуждает о том, что «всю жизнь нам грозят лишения». В таком случае необходимо, чтобы у человека «была в жизни некая высшая, всё определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви». Другими словами, существование людей должно быть наполнено смыслом, направляться некой силой, что не позволит лишениям поработить их. Комментируя данную проблему, также хочется отметить, что еще одним условием сношения мучений и унижений человеком является его способность «сосредоточивать своё внимание, свою любовь,
Также следует отметить, что пояснение к примерам-иллюстрациям из текста, важным для понимания проблемы, поверхностное, несущественное. Авторская позиция сформулирована верно, но недостаточно обоснована.
Пожалуйста, обратитесь к нашим комментариям ошибок и неточностей, впредь старайтесь избегать подобных погрешностей. Желаем Вам успехов в дальнейшей подготовке к экзамену.