1689-1725
Период с 1689 – 1725 – время правления Петра I Великого. Хронологические рамки определяются победой Петра в борьбе за власть с Софьей и смертью Петра Великого в 1725 г. Петр I провел множество преобразований практически во всех сферах общества, которые заложили основу для будущего развития Российской Империи. В его правления происходил процесс укрепление абсолютизма, модернизациb страны, а также формирования дворянской империи. Вместе с тем экономика страны успешно развивалась, появлялось множество мануфактур, была достигнута победа в Северной войне, «пробито окно в Европу».
Одними из первых внешнеполитических начинаний Петра были Азовские походы 1695 и 1696 году. Причинами войны были взятое еще при царевне Софье обязательство вести военные действия совместно с антитурецкой коалицией (Вечный мир – 1686 г.) и стремление России получить выход к Черному морю и овладеть богатыми причерноморскими землями. Первые попытки взять Азов окончились неудачей – крепость была хорошо укреплена, Россия не имела флот, а русским войскам недоставало должной выучки и вооружения. Неудача под Азовом положила начало созданию Российского флота, с помощью которой уже в 1696 Петр I овладел Азовом и заложил Таганрог.
Основным событием на данном этапе, несомненно, является Северная война 1700 – 1721. Необходимость добиться выхода к Балтийскому морю и вернуть побережье Финского залива, а также чрезмерное усиление позиций Швеции на Балтике – все это было причинами, вызвавшими войну. Большую роль в войне сыграл Б.П Шереметев, ближайший сподвижник Петра и опытный полководец. В 1706 подавил крупное восстание в Астрахани, а в 1709 г. встал во главе русской армии и одержал решительную победу над шведами в Полтавской битве. Итогом войны стало получение выхода к Балтийскому морю, включая территорию от Выборга до Риги.
Во время Петра происходило укрепление единоличной власти монарха, в ходе которого церковь была подчинена государству. В 1721 г. видный публицист Феофан Прокопович написал проект «Духовного регламента» (в сотрудничестве с Петром I) прямо подчинивший руководство церковью царю. В соответствии