1645-1676
Бунташное, неспокойное время, раскол в духовной жизни, складывание предпосылок формирования режима абсолютной монархии относится ко времени правления Алексея Михайловича Тишайшего (1645-1676).
Личные амбиции, стремление занять окологосударево место - направляющее и руководящее , привели к осознанию священнослужителем Никоном необходимости воплощения в жизнь церковной реформы, начатой после получения им сана патриарха в 1652. Установление связей с южнорусскими землями, существенные различия и несоответствие между греческими и русскими канонами написания икон, проведения обрядов требовали унификации религиозных норм. Никон жестоко уничтожал иконы, не соответствующие писаным образцам, ратовал за превосходство "священства" над "царством" и стремился к централизации церковной власти. Патриарх резко критиковал шатровый стиль , называя его "неподобающим" и жаждал превзойти в величии истоки православных святынь, развернув широкое строительство Новоиерусалимского монастыря- собственной резиденции. В результате проведенной реформы в религиозной жизни были введены новые каноны: двоеперстие заменено трехперстным крещением, слово аллилуйя отныне произносилось трижды, а не дважды, произошло поглощение греческими стандартами древнерусской самобытности. Резкое несогласие с нововведениями выразил протопоп Аввакум, гневно выступавший против никоновской реформы и ратовавший за возвращение к исконно русским канонам. Обличенный на Церковном соборе 1666 года священнослужитель был сослан в Пустозерск, где томился в земляной тюрьме, но не отступал и не отрекался от своих идеалов, написав автобиографическое произведение "Житие протопопа Аввакума". Результатом противостояния двух ветвей церковной власти явился религиозный раскол и преследование старообрядцев.
Усиление национального, феодального и религиозного гнета украинских народов со стороны польской шляхты: разорение деревень и сел, навязывание католичества,заключение Брестской унии 1596 привело к коренному повороту в сознании украинского народа и к провозглашению освободительной борьбы, во главе которой встал казачий атаман Богдан Хмельницкий . Руководитель понес личную глубоко моральную травму от зверств поляков, разоривших родной хутор и