Драматургия ТВ жанров!

30. Развлекательные доминанты телевидения. Игровые и геймиризационные программы

ТВ в современной выполняет ф-ю: переводит повседневное в праздничное, а будни превращает в зрелища. Нажимая на пульт, зритель впускает в свой дом внешний мир и эту внешнюю жизнь начинает воспринимать как зрелище, а он участник. Все программы включают игровую развлекат-ю доминанту. Но развлекательность присуща программам, которые строятся по принципу игры и включают игровые элементы. «Homo ludens (чел-к играющий)» Хёйзинга. Он опре-л параметры игры. Автор считает, что есть 6 функций игры:
1) Возможность выхода избыточной энергии
2) В игре чел-к подчиняется врожденному инстинкту подражания.
3) Игра удовлетворяет потребность в отдыхе, разрядке.
4) Предварительная тренировка перед серьезным делом. Игра как упражнение
5) Осущ-е потенциала, которого в жизни реальной трудно осуществить: потребность в лидерстве.
6) Освобождает чел-ка от монотонной деят-ти, дает ощущение чувства свободы и раскрепощенности. Тут возрождаются личностные качества чел-ка.
Р. Кайуа «Игры и люди» считает, что есть 4 разновидности игр:
1) игры-состязания: интеллектуальные, спортивные. «КВН», «Что? где? когда?» «Папа, мама, я – спортивная семья». Специфика: участникам создаются максимальные условия для того, чтобы выявить лучшего
2) игры – удача: лотерея. «Поле чудес», «Как стать миллионеров», Русское лото, О. счастливчик! Суть: призы льются на удачливых игроков. Интерес благодаря азарту.
3) игры-симуляции: основанные на подражании и маскараде. Суть игры: люди примеряют на себя не привычные роли. «Ключи от форта боярда», «звезды на льду», «танцы со звездами». Герои меняются ролями.
4) игры-головокружение: экстремальные игры. Хар-ка: клиповый монтаж, прием контраста. Сюжет строится так, что у зрителя есть ощущение притяжения и отталкивания. Русский экстрим, Я готов на все, Трюкачи, Экстремальная ситуация, Максимум, Победить смерть.
Геймиризационные программы.
Это программа гибрид, которая включает игру как составной элемент. Сегодня игровое начало есть во всех программах.
Такие программы 2 вида:
1) из сферы фиктивного: вымышленные персонажи действуют в придуманной вымышленной ситуации. Это почти все постановочные программы, у которых есть худ элемент. Амер сериалы последних лет: «Кто убил Лору Палмер»? Тут элементы детектива, триллера, мелодрамы. «Лост». В нем создавалось игровое пространство, как метафора современности. Там персонажи архетипичны.
2) Из сферы игрового: реальные люди оказ-ся в искусственно созданных обстоятельствах.
Программы игрового плана, где реальные люди оказ-ся в непривычных ситуациях. Много тематических областей. Они касаются политики: программа «НТВшники» это гибрид, внешне напоминает программу в жанре ток шоу, но по сути она - игра-состязание. Авторы программы сознательно делят аудиторию на своих и чужих и в рез-те этого обостряют конфликт. Интрига – в роли судей – журн-ты канала НТВ. Нередко приемами игры-состязания исп-ет Малахов. В программе в октябре 2010 г разбирали наследство Дуровой.
Также по такой модели создаются научные проекты:
- «Плесень»,
-П. Лобков «Гены против нас».
- НТВ «Русская водка, история всероссийского застолья» НТВ 2010г.
Немало программ, связ-х с искусством: «Мотодор» Эрнста, «Тихий дон» Шолохова, «Музыкальный ритм». Все они включали игровой элемент. На канале Культура: «Больше, чем любовь», «Звезда эпохи». Спорт: авторы Уткин, Гусев – сначала. Изменился стиль рассказала о соревнованиях.
Сегодня игровой элемент на ТВ везде. В подготовке сценария любой проги этот компонент закладывается заранее. Причина: компонент – отражает мировосприятие совр зрителя. Игровые элементы позволяют зрителю лучше адаптироваться в постоянно меняющейся среде и легче переходить из одной соц среды в др.

Оглавление
Предыдущая страница | Страница 31 из 31