Драматургия ТВ жанров!


29.Типология телевизионных сериалов: многосерийный фильм, «мыльная опера», ситком. Жанровые особенности сериалов на центральных каналах российского телевидения. Семейный сериал и его социокультурные функции.
Телевизионный сериа́л — разновидность телевиз. передач, кот. состоит из отдельных, последовательных эпизодов. Целью любого сериала является привлечь к экранам на длительный период зрителя и удерживать его интерес к продукту эпизод за эпизодом. Один сезон сериала как правило состоит от 6 до 26 отдельных серий.
Многосерийный фильм (мини-киносериал) — 4—9 серий. Отличия от сериала – сериал длиннее, в нем может быть хоть 200 серий. Сюжет разворачивается серия за серией.
Мыльная опера — один из форматов телесериалов, который отличается последовательным изложением сюжетной линии в эпизодах. Название произошло от того, что в ранних мыльных операх размещалась реклама таких компаний-производителей мыла. Первые мыльные оперы начали выходить на радио по будням в дневное время, когда у радиоприемников были преимущественно домохозяйки, и таким образом мыло было направлено конкретно на женскую аудиторию. Отличаются огромным количеством серий и клиффхэнгерами (герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, оставляя развязку открытой до появления продолжения. Приём часто используется, чтобы увеличить вероятность того, что зрители будут заинтересованы в продолжении в надежде узнать, чем закончилась история), снимаются и транслируются десятилетиями.
Отличительные моменты: в отличие от других сериалов, состоящих из структурированных эпизодов с ограниченным в их рамках сюжетом, у сюжета мыльной оперы почти нет начала и нет конца. История, начатая в определённом эпизоде, никогда в нём не завершается. Чтобы ход рассказа не останавливался, в мыльной опере постоянно происходит несколько параллельных действий, протяжённость которых варьирует от нескольких эпизодов до нескольких месяцев.
Из-за большой частоты показа мыльной оперы (обычно пять раз в неделю), она вынуждена сохранять медленный темп повествования. Таким образом, сюжет понятен телезрителю, который пропустил несколько эпизодов или вообще только начал смотреть сериал. Ещё один признак - драматический и эмоциональный характер сюжета. Драматика вспыхивает и утихает в параллельных сюжетах не одновременно, а по очереди. Для выделения драматических моментов используются специальные приемы (крупный план, появление музыкального сопровождения и т. д.). Возможно «воскрешение» погибшего персонажа в целях поднятия рейтинга сериала.
Мелодраматичность, скупость выразительных средств (как правило, мыльная опера давит на самые очевидные источники нервной реакции) и затянутость повествования. финале как правило хэппи-энд.
Главные сюжетные штампы мыльных опер: измены (через год производства сериала все персонажи успевают переспать друг с другом во всех возможных комбинациях), соответствующая неразбериха с принадлежностью детей тому или иному персонажу, потеря памяти в автокатастрофе, неразделенная любовь, внутриклановые интриги, борьба за семейный бизнес и т.д. Все эти события повторяются вновь и вновь: кто-то теряет память, кто-то гибнет, объявляются внебрачные дочери и сыновья, погибшие возвращаются к жизни… Самая долгая мыльная опера, «The Guiding Light (читается «зэ гидин лайт»), шла 72 года, с 1937 по 2009.
Американские сериалы обычно показывают жизнь богатых семей, высшего и богатого среднего класса, австралийские — молодых семей среднего класса из пригородов, а британские — дна среднего класса или рабочих.
«Санта-Барбара», одна из первых американских мыльных опер на российском ТВ
Транслировались по отеч.телевидению: «Санта-Барбара», «Династия», бразильский «Рабыня Изаура», мексиканский «Богатые тоже плачут».
Ситком –комедия ситуаций. Жанр характеризуется полным отсутствием проблематизации зрителя и весьма востребован сегодня в качестве развлекательного. Причина успеха - постепенный прирост категории зрителей, идентифицирующих себя со средним классом, в устойчивую систему мировоззрения которых входят супермаркет, передвижение на машине, отдых за границей, кинотеатр, ресторан и… ситком по телевидению. На Западе он производится по обычной сериальной технологии, но в присутствии реальных зрителей, призванных демонстрировать живую реакцию на репризы (шуточная сценка) и шутки в процессе съемок. Немногие попытки произвести ситком самостоятельно в нашей стране существенного успеха не имели, и демонстрируемые сегодня продукты суть более или менее удачные адаптации западных форматов. Примеры – «Клубничка», «Няня», «Кто в доме хозяин».
Ситуацио́нная коме́дия, - постоянные основные персонажи и место действия. Изначально появившийся на радио в США в 1920-х годах, к 1970-м годам ситком выделился в жанр почти исключительно телевизионной комедии.
Для телевизионных ситкомов характерен определённый временной формат — как правило, 20—30 минут, включая титры и рекламу (если она есть).
История жанра: появились в 1920-х годах на американском радио. Согласно двенадцатому изданию Merriam-Webster Collegiate Dictionary (словарь такой американский), ситком как термин появился в 1951 году, с показом комедии «Я люблю Люси». Первым американским ситкомом стал проект «Мэри Кей и Джонни», пятнадцатиминутное шоу, стартовавшее в 1947.
Характерные особенности. Традиционно в ситкомах серии имеют очень слабую связь между собой. Персонажи практически не меняются на протяжении всего сериала. Большинство ситкомов придерживаются этого формата. Изредка присутствуют двойные серии; школьные друзья или любимые родственники могут появиться из ниоткуда и исчезнуть в никуда, как в ситкоме «Семейка Брейди»; часто присутствуют киноляпы. В ситкомах часто пародируются или используются элементы мыльной оперы. В анимационном сериале «Симпсоны» это встречается наиболее часто, элементы мыльной оперы встречаются даже в «Друзьях», например продолжение сюжетных линий на длительное время. Это встречалось и во многих ситкомах, например в «Папиных дочках».
Многие ситкомы имеют ярко выраженную социальную направленность. Примерами могут служить ситкомы Нормана Лира, например «Все в семье», Рэй Гэлтон и Алан Симпсон - их комедия «Steptoe and Son» до сих пор является классикой социального ситкома.
Характерной особенностью ситкомов является закадровый смех. Однако в таких ситкомах, как: «Симпсоны», «Клиника», «Меня зовут Эрл», «В Филадельфии всегда солнечно» и «Офис» закадровый смех не используется, а комедия «Замедленное развитие» использует его лишь частично. В старых ситкомах, как «Я люблю Люси», использовались готовые записи смеха, но в наше время чаще всего устраивают просмотр сериала и записывают живой зрительский смех.
Контрасты. Некоторые ситкомы базируются на контрастах. Контраст в ситкоме — не столько общее направление, «хороший-плохой», сколько подчёркивание особенностей. Примерами могут служить «Я женат на Джоане», «Я люблю Люси». В этих сериалах прямой, приземлённый, рациональный муж женится на ветреной, смешной, эмоциональной женщине. Это и создаёт абсурдные ситуации.
Насчет жанров на централ. каналах – вспоминайте практику, подробно разбирали.
Семейные сериалы - большим спросом пользуются «Папины дочки», «Ханна Монтана», «Альф», «Воронины», «Кто в доме хозяин», «Друзья», «Семейка Аддамс». Все семейные сериалы объединяют смешные высказывания и сцены, неординарные персонажи, невероятные поступки, и увлекательный сюжет. В центре один или несколько смешных героев, очень положительных, иногда немного неуклюжих, живущих обычной, но в то же время яркой и насыщенной жизнью. Их отношение к жизни и серьезным проблемам - самое, что ни на есть позитивное, они никогда не унывают и легко справляются с любыми неурядицами.
Чаще всего в семейных сериалах присутствуют маленькие, не по годам развитые, смышленые дети, чьи остроумные высказывания всегда оказываются к месту. В семейных сериалах категорически отсутствуют сцены насилия, кровопролития и жестокости, что делает просмотр еще более приятным и легким. Собираться всей семьей вместе для просмотра доброго и позитивного сериала - хорошая традиция для укрепления отношений и совместного времяпрепровождения.

Оглавление