Драматургия ТВ жанров!

17 Драматизация новостей на телевизионном экране. Инфотеймент и формульные жанры. Приемы «жизни врасплох»: люфт, лайф, экшн, драма в прямом эфире.

Одним из самых ярких способов драматизации новостей является инфотеймент (информация + развлечение). Зародился в 80-е годы в США, был вынужденной мерой. Цель — остановить падение интереса зрительской аудитории к новостям. Изменения коснулись прежде всего принципа отбора информации. Журналистов интересовали не официальные сообщения, независимые оценки происходящих событий, , а любопытные и общественно-полезные подробности. Журналисты начали высказывать в репортажах собственное мнение о ситуации и ее героях, что было не допустимо для ТВ ранее.
Понятие “infotainment” подразумевает привнесение яркости в программу, которая представляет события дня или недели, ее ориентацию на зрелищность. Человека, включившего телевизор, следует удержать у экрана; ему не должно быть скучно, поэтому “интересность” становится основным критерием новостей и аналитики.
Леонид Парфенов и команда НТВ сделали инфотеймент основой информационного стиля телеканала. Новости подавались от лица репортеров, сенсации освещались более подробно, чем официальная информация, использовались графика и спецеффекты. Однако, иногда инфотеймента было слишком много и новости превращались в эстрадное зрелище.
Каждый из формульных жанров (стандартный, штампованный, не оригинальный тип построения) строится по определенным законам, использует
стандартные сюжетные ходы, оперирует общеизвестными символами и архетипами, а также культурными стереотипами того общества, в котором рождается конкретное произведение.
Для формульных программ, как и для литературы, важна личность героя: внешность, физические данные, профессия (Новости). Новое время в России дало новых формульных героев: бандиты, модели, бизнесмены и т. д., запад повлиял. Так же в моде оказались профессии, связанные с риском для жизни ( шахтер, ибо участились случаи взрывов в шахтах). Такие герои были идеальны для формульных программ и фильмов, так как сами соответствовали формуле и духу времени. В общем, формула зачастую является законом дешевого жанра: если ученый, то в экстремальной ситуации, если бизнесмен, то проблемы с семьей, а тут еще и конкуренты бизнес отнимают. Профессиональная принадлежность определяет развитие сюжета.
Люфт — включение в сюжет живой картинки с живым звуком без закадра.
Лайф — живая картинка с живым звуком, имеющая принципиальное значение.
Экшн — неожиданное дейстие, отснятое от начала до конца в реальном времени.
Отечественная журналистика приняла прием «жизни врасплох» как новый и модный. Люфт, лайф и экшн пришли из документального кино, но имена получили западные, используются не только в новостийных сюжетах, но и спецрепортажах, построенных по принципу трип (trip- погружение), когда схъемочная группа живет в среде героев материала (будь то скинхеды или рыбаки). Это позволяет цвидеть жизнь и действия «изнутри».

Оглавление