Драматургия ТВ жанров!


12. Экранизация как способ интерпретации реальности телевидением. Выразительные средства экрана. Авторское начало на телевидении. Специфика пространства и времени в телереальности.

За полвека способы презентации реальности на телевизионном экране существенно поменялись. Эти изменения зависели от двух факторов:
1) от совершенствования телевизионных технологий, которые открывали новые возможности визуализации материала
2) от эстетических пристрастий аудитории
Взаимоотношения реальности и медиа:
Этап 1. Характеризуется тем, что телевидение пыталось фиксировать факты на определенном носителе, увеличение информированности зрителя, пост профанизации сакральных тем (политика, жизнь элиты), разрушение стабильной социальной иерархии. Телевидение, привлекавшее зрителей "подглядыванием" за жизнью, заставляло стремиться к выходу за пределы студии с помощью ПТС, к использованию привычной скрытой и обычной камерой.
Этап 2. Простая фиксация уже не удовлетворяет зрителей. Попадающее на телеэкран, надо приспосабливать к техническим возможностям СМК (особые технологии перевода театральных спектаклей на телевизионный язык). Зритель лишался возможности воспринимать факты непосредственно: между зрителем и телевизионной реальностью встраивалась цепочка других восприятий (оператора, режиссера, редактора и тд.)
Этап 3. Расширение технологических возможностей для конструирования новой реальности (виртуализация, информационно-компьютерные технологии). Факты перестают восприниматься непосредственно, обрастают символикой. Вместо отображаемой жизни - конструирование символического ряда. На этапе кодирования коммуникаторы манипулируют языком видеоряда так, что сообщениям придается предпочтительный смысл.
"Реальность массмедиа"
Современное телевидение называют "зрелищем мира", "формой обрядового сознания".
Соотношение факта и объективной действительности
Журналист редко останавливается на фиксации факта, чаще всего он его интерпретирует, встраивает его в контекст предшествующих событий, оценивает в соответствии с собственным мировоззрением, профессиональными задачами.
В результате на экране зритель видит не факты, а экранные события: факты, произошедшие в реальной жизни, но интерпретированные средствами телевидения.
Исходя из этого телевизионного зрелища можно классифицировать с точки зрения того, какую реальность они отражают:
1) "сфера реального" реальные люди в реальных обстоятельствах (новости, расследования)
2) "сфера фиктивного" вымышленные персонажи в вымышленных обстоятельствах (ток-шоу)
3) "сфера игрового" реальные люди в вымышленных, искусственно созданных обстоятельствах
Телевидение - инструмент типизации системы общественных отношений
Эталонность или антиэталонность телевидения обусловлена природой экрана, берущего "в рамочку" факт или явление, фокусирующего на нём внимание.
Совокупность производимых журналистами смыслов, представляет собой сложно организованную самоорганизующуююся систему циркуляцию социального знания - информации, востребованной обществом.
Театральность включает:
*выразительные средства телеэкрана
*авторские приемы отдельных журналистов и режиссеров
*специфические законы телеиндустрии, постоянно обновляющиеся технологии производства контента.
Выразительные средства телевидения
Выразительные средства телевидения мало отличаются от средств кинематографа. Главное, что отличает телевидение это крупный план.
Первая (стабильная) группа:
1) пластика экрана: кадр, план, ракурс, свет (природный или электрический), цвет
2) аудиохарактеристики: речь, шумы, музыка
Вторая (мобильная) группа:
1) находится в зависимости от воли и задач автора: монтаж, мизансцена (мизанкадр), выразительные способы съемки, необычные ракурсы, спецэффекты, титры, декорации.
Спецефические средства:
1) режиссерстко-исполнительские (качаются профессиональных навыков ведущих)
2) режиссерско-постановочные (пределяют пространство действия)
3) сценарно-продюсерские (механизмы воздействия на аудиторию, проявляюзиеся в драматургии)
Характерная черта современного телевидения - модульные сценарии, созданные по шаблону
Хронотоп: пространство и время.
Текста вне времени и пространства не существует. Бахтин: «Примеры времени раскр-ся в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем».
Универсальные хронотопа:
1) Идиллическое время: жизнь в отчем доме для блудного сына, Обломовка в восприятии Обломова.
2) Авантюрное время: испытания на чужбине для «Очарованного странника» Лескова.
3) Мистериальное время: переживаний, самоанализа, принятия важных решений и «Божественной комедии» Данте.
Художественное время
Наполнено образным смыслом, предполагает личностное, субъективное восприятие.
Время текста реализуется на разных уровнях:
1) Физическое: длительность как таковая, как форма сущ-ния материи
2) Психологическое: отражает личностное восприятие
3) Мифологическое: возвращение к истокам бытия. Апеллирует либо к состоянию рая, либо к состоянию ада.
4) Историческое: знаки времени в тексте. Дух времени воссоздается благодаря деталям в тексте.
5) Философское: циклическое и линейное.

Оглавление