(1) Деревеньки к реке Сороти льнут со всех сторон. (2)Названия их сохранились со времён Пушкина: Дедовцы, Зимари, Петровское, Слепни, Жабкино, Марково, Соболицы, Кузино, Селиваново… (3)Милые тихие деревеньки с песчаными тропами к речке, с гнёздами аистов, с баньками у воды, с мостками для полоскания белья.
(4) Не болит ли душа у тех, кто покинул эти селенья? (5)Не тянет ли воротиться? (6)Не снятся ли в городе эти холмы с перелесками, эта кроткая, тихая речка, этот прозрачный пахучий воздух, эта щемящая благодатная тишина? (7)«Реки не текут вспять, а люди могут вернуться. (8)Кое-кто возвращается. (9)И не жалеет. (10)Условия подходящие открываются для обратной дороги». (11) Так сказал в Зимарях Никита Ювенальевич Ювенальев. (12) Да, есть в пушкинском крае такие фамилии-имена!
(13) А в Пескунове, состоящем сегодня из двух обветшалых домов, мы говорили со стариком, который с войны, с 44-го года, после ранения в позвоночник, прикован к постели. (14) Когда мы причалили к деревеньке, дочь старика – сама уже бабушка с двумя городскими внучатами – полоскала в речке бельё. (15) После знакомства она попросила: «Зайдите к старому. (16)Он уже месяц людей не видел».
(17)Мы присели возле кровати неподвижного старика. (18)Поговорили о нестойкой погоде, о войне, о страданиях от войны, о чём-то ещё, уместном при такой встрече. (19)Украдкой старик достал из подголовья жестянку от чая.
– (20)Откройте, там медаль у меня.
(21)Когда мы были уже на крыльце, дочь старика позвала:
– Зайдите ещё, батя хочет спросить…
– (22) Забыл я сказать, – попытался подняться с подушек старик. – (23)Когда тут Пушкину дом рубили, я тогда мог сидеть. (24)На табуретке сидел, выводили меня на крыльцо – и сидел. (25) Всё помню: как сруб на берег свозили, как в половодье по Сороти всё пошло. (26) Людей было пропасть. (27) И деревенька наша была ещё справной… (28) Как дом-то? (29) Стоит?.. (30)Вот, говорите, с больших пространств съезжаются люди. (31) А я тут рядом – и не увидел…
(32) И, как ребёнок, старик стал кулаками вытирать слёзы…
(33) В Пескунове мы углубились в лес. (34) Разыскали делянку, где сразу после войны, зимою 46-го года, рубили лес для сожжённой и разорённой фашистами усадьбы в Михайловском. (35) По чертежам реставраторов при горячих хлопотах Семёна Степановича Гейченко в этом лесу срубили дом, каким он был при Пушкине. (36)На санях брёвна и разобранный сруб подтянули на берег. (37) А весной в половодье всё пущено было вниз по течению. (38) Сороть стала купелью возрождённого дома в Михайловском.
В современном обществе все чаще возникает проблема пренебрежительного отношения к культурным ценностям своей страны. Почему необходимо знать и уважать историю своего народа? Этим вопросом задается В.М.Песков в тексте.
Автор обращается к злободневной социально-нравственной проблеме. Писатель с грустью рассказывает о старике, у которого из-за инвалидности не было возможности снова увидеть дом Пушкина. «Как ребёнок, старик стал кулаками вытирать слёзы»,-пишет российский журналист, чтобы подчеркнуть, как значимо было для пожилого человека снова увидеть усадьбу, оставившую глубокий след в его памяти. Также в тексте отмечается, что дом великого русского поэта реставрировали «при горячих хлопотах». Этот пример показывает, насколько важно беречь культурные памятники, которые напрямую связаны с величайшими событиями и людьми в истории России.
Писатель считает, что приобщение к культурным ценностям своей Родины играет большое значение. Памятники культуры-это то, что связывает новое поколения с его предками, ведь культурное достояние является отражением человеческого опыта, постепенно сформировавшегося в течение многих веков.
Нельзя не согласиться с мнением В.М.Пескова. Действительно,проблема исторической памяти актуальна, как никогда. При небрежном отношении к своему прошлому общество не сможет ни решить современные проблемы, ни обеспечить светлое будущее. Культурное наслед