Будни. Они — сплошная беспробудность. Вечная забота. Тягучая скука. Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. О, плохое настроение! А понедельник — это прообраз будней.
Да, тогда дело с жизнью обстоит плохо! Но нельзя перекладывать вину за это на «жизнь». У тебя не хватает исусства жить; было бы глупо ожидать, что жизнь устроит тебе торжественный прием. Так что твори сам и преображайся, иначе будни одолеют тебя. А в жизни нет большего стыда, чем быть побежденным — и не великаном, не могущественными врагами, не болезнью, а серою повседневностью существования. Итак — искусство жизни! Прежде всего: спокойно и мужественно смотреть в глаза врагу! Нам никогда не избавиться от будней. Они будут всегда. Они составляют материю нашей жизни. И если праздник служит лишь тому, чтобы, подобно молнии, осветить серость будней и обличить повседневность, то он нам вреден и мы недостойны его. Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни. Как этого добиться?
Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. Что есть ты во Вселенной? Каковы твои деяния перед Отечеством?
Ты еще этого не уяснил? Ты еще этого не знаешь? Как же ты живешь? Бессмысленно, слепо, тупо и бессловесно? Тогда легко постичь «сплошную беспробудность» твоих будней. И скуку, и плохое настроение, и все им сопутствующее.
Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишенную смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. Надо одуматься. Надо понять серьезный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя ее высокого смысла. Надо серьезно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням. Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью».
Бессмысленно — это безрадостно. Человек создан так, что не может жить безрадостно. Тот, кто кажется живущим без радости, непременно выдумал себе замену радости. Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься все лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, перемещаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования.
Если же ты нашел высокий смысл твоего труда и радость в его качестве, сможешь ли ты и после этого говорить о «сплошной беспробудности»? Жизнь станет для тебя тогда светящейся нитью. И взлет в твоей жизни обеспечен. Ведь радость высвобождает творческие силы; творческие силы создают качество; а качество труда вызывает радость от труда.
Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг духовного здоровья. И теперь для тебя нет больше тягучих будней.
(И.Ильин)
Каково отношение людей к будням? Что нужно сделать, чтобы жизнь перестала казаться «серой повседневностью существования»? Именно над этими и многими другими вопросами размышляет И.А.Ильин.
В приведённом для анализа тексте поднимается несколько проблем, однако наиболее важная, на мой взгляд, - проблема отношения человека к будням.
Автор раскрывает поставленную проблему, рассуждая о буднях. Он отмечает, что многие воспринимают рабочие дни как «сплошную беспробудность», «тягучую скуку». Однако невозможно избавиться от будней, так как они составляют 'материю жизни' человека. Именно поэтому, как утверждает Ильин, нужно научиться преобразовывать свою жизнь, сделать так, чтобы каждый день стал праздником.
Позиция автора выражена чётко и ясно. Писатель убеждён, нужно изменять будни, наполнять их смыслом и не воспринимать ежедневный труд как «муку от зарплаты до зарплаты». Ведь только тогда жизнь станет «светящейся нитью».
Трудно не согласиться с мнением И.А.Ильина. В самом деле, рабочие дни должны быть содержательными. Чтобы повседневность перестала казаться скучной, человеку необходимо осознать полезность своей деятельности, полюбить свой труд, получать удовольствие от занятия делом и стараться совершенствоваться.
Проблема отношения человека к будням нашла своё отражение на страницах произведений многих русских классиков. Примером может служить