(1) В дни зимних вьюг, когда
вся земля, всё на земле: дома, деревья — тряслось, выло, плакало, скука
вливалась в мастерскую волною, тяжкой, как свинец, давила людей, умерщвляя в
них всё живое.
(2) Трезвый, Капендюхин неутомимо издевался над
Ситановым, высмеивая его страсть к стихам и его несчастный роман, грязно, но
безуспешно возбуждая ревность.
(3)Ситанов слушал издёвки казака молча, безобидно,
а иногда даже сам смеялся вместе с Капендюхиным.
(4) Спали они рядом и по ночам долго шёпотом
беседовали о чём-то.
(5) Эти беседы не давали мне покоя: хотелось
знать, о чём могут по-дружески говорить люди, так непохожие один на другого?
(6)Но, когда я подходил к ним, казак ворчал:
— Тебе чего надо?
(7) А Ситанов точно не видел меня.
(8) Но однажды они позвали меня, и казак спросил:
— Максимыч, ежели бы ты был богат, что бы сделал?
— (9)Книг купил бы.
— (10)А ещё?
— (11)Не знаю.
— (12)Эх, — с досадой отвернулся от меня
Капендюхин, а Ситанов спокойно сказал:
— Видишь — никто не знает: ни старый, ни малый!
(13)Я тебе говорю: и богатство само по себе — ни к чему! (14)Всё требует
какого-нибудь приложения...
(15)Я спросил:
— О чём вы говорите?
— (16)Спать неохота, вот и говорим, — ответил
казак.
(17) Позднее, прислушавшись к их беседам, я узнал,
что они говорят по ночам о том же, о чём люди любят говорить и днём: о Боге,
правде, счастье, о глупости и хитрости женщин, о жадности богатых и о том, что
вся жизнь запутана, непонятна.
(18) Я всегда слушал эти разговоры с жадностью,
они меня волновали, мне нравилось, что почти все люди говорят одинаково: жизнь
— плоха, надо жить лучше! (19) Но в то же время я видел, что желание жить лучше
ни к чему не обязывает, ничего не изменяет в жизни мастерской, в отношениях
мастеров друг ко другу.
(20) Все эти речи, освещая предо мною жизнь,
открывали за нею какую-то унылую пустоту, и в этой пустоте, точно соринки в
воде пруда при ветре, бестолково и раздражённо плавают люди, те самые, которые
говорят, что такая толкотня бессмысленна и обижает их.
(21)Рассуждая много и охотно, всегда кого-нибудь
судили, каялись, хвастались и, возбуждая злые ссоры из-за пустяков, крепко
обижали друг друга. (22)Пытались догадаться о том, что будет с ними после
смерти, а у порога мастерской, где стоял ушат для помоев, прогнила половица,
из-под пола в эту сырую, гнилую, мокрую дыру несло холодом, запахом прокисшей
земли, от этого мёрзли ноги; мы с Павлом затыкали эту дыру сеном и тряпками.
(23)Часто говорили о том, что надо переменить половицу, а дыра становилась всё
шире, во дни вьюг из неё садйло, как из трубы, люди простужались, кашляли.
(24)Жестяной вертун форточки отвратительно визжал, его похабно ругали, а когда
я его смазал маслом, Жихарёв, прислушавшись, сказал:
— Не визжит форточка, и — стало скушней...
(25)Приходя из бани, ложились в пыльные и грязные
постели — грязь и скверные запахи вообще никого не возмущали. (26)Было
множество дрянных мелочей, которые мешали жить, их можно было легко извести, но
никто не делал этого.
(27) Часто говорили:
— Никто людей не жалеет, ни Бог, ни сами себя...
(28) Но когда мы, я и Павел, вымыли изъеденного
грязью и насекомыми, умирающего Давидова, нас подняли на смех, снимали с себя
рубахи, предлагая нам обыскать их, называли банщиками и вообще издевались так,
как будто мы сделали что-то позорное и очень смешное.
(По М. Горькому*)
Автор текста М. Горький поднимает проблему изменения жизни к лучшему.
Размышляя над проблемой, рассказчик повествует о мастерах, которые жили в ужасающих условиях быта. Об этом говорят ужасные условия, в которых они жили. Автор с горечью отмечает постоянные ссоры мастеров, издёвки друг над другом и насмешки над стремлением человека к чему-то высшему: «Трезвый Капендюнхин неутомимо издевался над Ситановым, высмеивая его страсть к стихам и его несчастный роман». Также автор обращает внимание на жуткие условия обихода в мастерской: в щель дует, форточка не смазана, постели неимоверно грязны.
Такая пустая, унылая жизнь подавляет в людях желание человека к чему-то, умервщляет их души, превращая в «соринки в воде пруда при ветре».
Однако, автор отмечает разрыв между словами и действиями героев. Например, Капендюнхин и Ситанов могли вести философские беседы о необходимости жить более активно и интересно, но эти мысли не побуждали их к реальным изменениям. Автор отмечает, что «желание жить лучше ни к