(1)Есть неоспоримые истины, но они часто лежат втуне, никак не отзываясь на человеческой
деятельности, из-за нашей лени или невежества.
(2)Одна из таких неоспоримых истин относится к писательскому мастерству, в особенности к работе
прозаиков. (3)Она заключается в том, что знание всех смежных областей искусства — поэзии,
живописи, архитектуры, скульптуры и музыки — необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и
придаёт особую выразительность его прозе. (4)Она наполняется светом и красками живописи,
свежестью слов, характерной для поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью
линий скульптуры и ритмом и мелодичнос тью музыки.
(5) Это всё добавочные богатства прозы, как бы ее дополнительные цвета.
(6) Я не верю писателям, не любящим поэзию и живопись. (7)В лучшем случае это люди с несколько
ленивым и высокомерным умом, в худшем — невежды.
(8)Писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, конечно, если он мастер,
а не ремесленник, если он создатель ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий
благополучие из жизни, как жуют Американскую жевательную резинку.
(9)Часто бывает, что после прочитанного рассказа, повести или даже длинного романа ничего не
остаётся в памяти, кроме сутолоки серых людей. (10)Мучительно стараешься увидеть этих людей, но
не видишь, потому что автор не дал им ни одной живой черты.
(11)И действие этих рассказов, повестей и романов происходит среди какого-то студенистого дня,
лишённого красок и света, среди вещей только названных, но не увиденных автором и потому нам,
читателям, не показанных.
(12)Несмотря на современность темы, беспомощностью веет от этих вещей, написан ных зачастую с
фальшивой бодростью. (13)Ею пытаются подменить радость, в особенности радость труда.
(14) Причина этой тоскливости не только в эмоциональной скудости и неграмотности автора, но и в его
вялом, рыбьем глазе.
(15) Такие повести и романы хочется разбить, как наглухо заклеенное окно в душной и пыльной
комнате, чтобы со звоном полетели осколки и сразу же хлынули снаружи ветер, шум дождя, крики
детей, гудки паровозов, блеск мокрых мостовых, — ворвалась бы вся жизнь с её беспорядочной на
первый взгляд и прекрасной пестротой света, красок и шумов.
(16)У вас немало книг, написанных как будто слепыми. (17)Предназначены они для зрячих, и в этом
заключается вся нелепость их появления.
(18)Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам. (19)Нужно научиться видеть.
(20)Хорошо может видеть людей и землю только тот, кто их любит.
(21)Стёртость и бесцветность прозы часто бывает следствием холодной крови писателя, грозным
признаком его омертвения. (22)Но иногда это простое неумение, свидетельствующее о недостатке
культуры. (23)Тогда это дело, как говорится, поправимое.
(24)Как видеть, как воспринимать свет и краски — этому могут научить нас художники. (25)Они видят
лучше нас. (26)И умеют помнить увиденное.
(27)Когда я был ещё юным писателем, знакомый художник сказал мне:
— Вы, мой милый, ещё не совсем ясно видите. (28)Несколько мутновато. (29)И грубо. (30)Судя по
вашим рассказам, вы замечаете только основные цвета и сильно окрашенные поверхности, а
переходы и оттенки сливаются у вас в нечто однообразное.
— (31)Что же я могу поделать! — ответил я, оправдываясь. — (32)Такой уж глаз.
— (33)Ерунда! (34)Хороший глаз — дело наживное. (35)Поработайте, не ленитесь, над зрением.
(36)Держите его, как говорится, в струне. (37)Попробуйте месяц или два смотреть на всё с мыслью, что
вам это обязательно надо написать красками.
(38) В трамвае, в автобусе, на улице — всюду смотрите на людей именно так.
(39) И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и десятой доли того, что
заметили теперь. (40)А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать
себя к этому.
(41) Я послушался художника, и действительно — и люди, и вещи оказались гораздо интереснее, чем
раньше, когда я смотрел на них бегло и торопливо.
(42) И меня охватило едкое сожаление о глупо потраченном времени. (43)Сколько бы я мог увидеть за
прошлые годы превосходных вещей! (44)Сколько интересного необратимо ушло, и его уже не
воскресишь!
(45)Это был первый урок, который я получил от художника.
(По К.Г. Паустовскому)
Как научиться видеть всё то прекрасное, что нас окружает? Именно эту проблему ставит К.Г.Паустовский в предложенном для анализа тексте.
«Одна из таких неоспоримых истин относится к писательскому мастерству, в особенности к работе прозаиков. Она заключается в том, что знание всех смежных областей искусства — поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки — необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе. Она наполняется светом и красками живописи, свежестью слов, характерной для поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки». Этим автор хочет показать, что обогащая свой внутренний мир различными видами искусств, человек становится более творческим, его видение мира расширяется, он начинает мыслить и думать еще глубже.
«Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на всё с мыслью, что вам это обязательно надо написать красками. В трамвае, в автобусе, на улице — всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и десятой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому». В этом отрывке автор хочет показать, что иногда следует начать смотреть на всё «по-новому». Казалось бы, обыкновенное действие «смотреть», совершая которое люди даже не задумываются. Но стоит отнестись к нему более осознанно, как мы начнем видеть абсолютно иначе. Новые краски, новые детали и элементы, текстуры, формы: всё это начнёт меняться.
Язык сочинения бедный, грамматика неудовлетворительная, имеет место нарушение логики и речи. Повторите правила пунктуации!
Советуем избегать объёмных цитат! Ваша задача - аргументированно, убедительно и точно прокомментировать проблему, опираясь на содержание текста, при этом продемонстрировать умение рассуждать, доказывать свои мысли, приводить примеры, делать выводы.
Желаем Вам успехов в дальнейшей подготовке к экзамену!