(1)После трёхлетней разлуки родной городок показался Коле маленьким, чуть выцветшим, но воздух был чистый, яркий.
(2)Колю встретила мать, Нина Порфирьевна:
— (3)Я уж и надежду потеряла, что ты явишься. (4)Специальность у тебя лесная, а в наших местах от лесов остались одни ошмётки. (5)Думаю, не видать теперь моего Коленьки. (6)А вот и для тебя нашлась здесь работа.
(7)Коля прошёл в свою комнату. (8)Всё в ней оставалось на местах, как в тот последний день, когда он уезжал из дому. (9)Только стало темнее от разросшейся за окнами сирени.
(10)Коля сел к старенькому столу, начал выдвигать ящики и перебирать уже позабытые вещи: школьные тетради, коллекцию уральских камней, развинченный на части старинный телефон, альбом с почтовыми марками, высушенные листья… (11)Всё это показалось Коле таким давнишним, что он даже рассмеялся. (12)Будто это не заветные и когда-то любимые его вещи, а склад рухляди Плюшкина.
(13)И вместе с тем ему было бы жаль расстаться с этими вещами. (14)Они, конечно, утратили свою былую значительность, но он оставался благодарен им за прошлые радости, за мечты, которые они в нём вызывали.
(15)Сейчас, встретившись с ними, он долго их рассматривал, а затем тщательно сложил в ящик стола в том же порядке, в каком они там лежали.
(16)Может быть, если бы не эти вещи, он никогда бы не стал лесоводом. (17)Дело это требовало особых свойств: любви к природе, романтического отношения к действительности, выносливости. (18)Нужно было обладать и сильным воображением, и большой любовью к человеку и земле, чтобы отдать все силы рассчитанной на десятилетия работе, окончания которой ты, может быть, не увидишь.
(19)Коля пошел на реку купаться. (20)Она сильно обмелела. (21)Противоположный берег был весь в оврагах. (22)Даже с этого берега было слышно, как журчат по их дну родники. (23)Навстречу по тропке подымалась загорелая девушка.
— (24)Анфиса! — крикнул Коля.
— (25)Господи, как ты вырос!.. (26)Надолго приехал?
— (27)На всё лето. (28)Буду работать на овражной станции. (29)А как ваш сад?
— (30)Беспокойство одно с садом. (31)Папа вырастил яблоки новые. (32)Назвал их в мою честь «анфис». (33)Похоже на «анис». (34)Пойдем сейчас к нам, папа будет рад.
(35)Николай Никитич расцеловался с Колей, показал ему яблоню «анфис» и приказал дочери накрыть стол.
(36)Коля ещё с детства полюбил эти чаепития под деревьями. (37)Николай Никитич умел поговорить. (38)Он многое знал — не только своё садоводство.
(39)У себя в саду он устроил «цветочные часы», о которых в городке было множество разговоров. (40)Дело в том, что разные цветы точно просыпаются, раскрываясь в разные часы утра, и так же точно закрываются к вечеру. (41)Николай Никитич засадил этими цветами клумбу и узнавал по ней время с ошибкой, по его словам, не больше чем на тридцать минут.
(42)За этим же чайным столом Коля впервые услышал от Николая Никитича рассказы о Мичурине и Докучаеве, о дубравах — «засеках», которые росли когда-то по ту сторону реки и охранялись стрельцами — пращурами нынешних обитателей Стрелецкой слободы.
(43)Эта сплошная полоса лесов спасала Русь от татарских набегов. (44)В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки. (45)Лес рубили, или «засекали», так, чтобы вековые дубы своими вершинами падали к югу. (46)Получался огромный вал из частых и крепких ветвей. (47)Через него не могли пробраться не только всадники и пешие, но даже лесные звери.
— (48)Теперь, конечно, — говорил Николай Никитич, — засеки повырубили, и от них остались, пожалуй, одни названия.
(49)В Ливнах жил в прежние времена композитор Аренский. (50)Николай Никитич знал его и однажды рассказал со слов Аренского историю о том, как П.И.Чайковский хотел спасти от вырубки сосновый лес вблизи усадьбы, где он в то время жил, как ничего из этого не вышло и в каком отчаянии был знаменитый композитор. (51)Аренский говорил, что, если бы не вырубили этот лес, Чайковский написал бы ещё одну симфонию. (52)Лес его всегда вдохновлял чрезвычайно.
(53)Вспомнив об этом случае с Чайковским, Николай Никитич заговорил о лесах, о том, что они не только приносят великую пользу человеку, украшают и оздоровляют землю, но поддерживают самую жизнь на земле.
(54)Николай Никитич обрадовался, узнав, что Коля будет работать по «овражному делу».
— (55)Хвалю! — сказал он. — (56)Ты выбрал чудесное занятие в жизни. (57)Мало на земле растительности — от этого всякие беды. (58)К примеру, овраги. (59)Они по нашей области треть земли охватили за какие-нибудь сорок лет. (60)Как стали сводить лес — так и пошло! (По К.Г.Паустовскому)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892 — 1968) — русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент.
Какую роль играет детство в жизни человека? Какое влияние предметы из прошлого могут оказать на дальнейшую судьбу? Этими вопросами задается в предложенном для анализа тексте русский советский писатель К.Г. Паустовский.
Размышляя над проблемой, автор рассказывает о возвращении Коли в родной городок «после трёхлетней разлуки». Писатель описывает, как главный герой находит «уже позабытые вещи» из своего детства, которые теперь напоминают ему «склад рухляди Плюшкина». Действительно, порой то, что раньше нам кажется невероятно нужным и необходимым, перестает нести в себе какую-либо ценность. Предметы или даже события, произошедшие в детстве, перестают выглядеть значимыми, а впоследствии могут вызвать лишь смех.
Продолжая повествование, писатель рассказывает о чувствах, которые испытывает главный герой при обнаружении вещей, напоминающих ему детство. Коле жалко расставаться с предметами, однако они уже утратили «былую значительность». Автор подчеркивает, что, если бы не эти вещи, Коля, может быть, «никогда бы не стал лесоводом». И мы понимаем, что иногда многое из детства кажется нам совершенно бессмысленным, а порой даже нелепым. Тем не менее, зачастую только лишь спустя длительное время становится возможным осознать всю важность и значимость тех или иных событий прошлого.
Смысловой связью между двумя примерами-иллюстрациями является следствие. В одном описывается, как главный герой находит уже позабытые вещи, и они кажутся ему «рухлядью». В другом рассказывается, что несмотря на