(1)Есть животные, которые не могут слышать, и их душа заполнена пустотой мёртвого безмолвия. (2)Есть животные, которые наделены только одной способностью — ощущать тепло приближающейся жертвы, и, затаившимся в кромешной тьме, им неведомо никакое чувство, кроме сосущего их утробу голода. (З)Одно дело, когда мы говорим о безгласной рыбе или о неспособном летать пресмыкающемся, и другое дело, когда у некоторых людей обнаруживается полная атрофия тех способностей, которые, казалось бы, свойственны человеку по самой его сути. (4)Про этих духовных калек писал Фёдор Тютчев: «Они не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах...». (5)Если человек не воспринимает красоту, то мир для него становится однотонным, как упаковочная бумага; если он не знает, что такое благородство, то вся человеческая история для него предстаёт бесконечной цепью подлостей и интриг, а прикасаясь к высоким движениям человеческого духа, он оставляет жирные отпечатки своих рук.
(б)Однажды в одной из столичных газет, известной своим обличительным пафосом, мне попалась статья, в которой автор утверждал, что патриотизм свойствен лишь натурам серым, примитивным, недостаточно развитым, в которых индивидуальное чувство ещё не вызрело в полной мере. (7)3атем автор, доказывая тезис о том, что героическая самоотверженность порождена не благородством, как это принято думать, а неразвитостью личностного начала, приводит выдержки из прощального письма Ульяны Громовой.
(8)Эта девушка во время Великой Отечественной войны стала одним из руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», куда входили люди, многим из которых не было и двадцати лет. (9)Ребята расклеивали листовки с сообщениями о положении на фронте, вывешивали красные флаги, показывали всем, что оккупанты завоевали город, но не покорили людей. (10)Фашисты схватили подпольщиков, изуверски пытали их, а потом казнили. (11)Ульяна Громова перед самой смертью успела написать письмо родным.
(12)Автор статьи находит в этом коротком послании пунктуационные и орфографические ошибки: вот тут обращение не выделено запятыми, тут неправильная буква в падежном окончании имени существительного... (13)Отсюда вывод: девушка — типичная троечница, серая посредственность, она пока ещё не осознала бесценности человеческой жизни, а потому легко, без сожалений пошла на смерть...
(14)Когда люди садятся за стол, перед едой они моют руки. (15)Когда прикасаешься к высокому и священному, надо прежде всего отмыть душу от житейского, суетного, пыльного, мелкого... (16)Жестокие и беспощадные враги напали на нашу родину, и комсомольцы, почти дети, стали с ними сражаться. (17)Это называется подвигом! (18)Когда их пытали, мучили, резали, жгли,
они ничего не сказали врагу. (19)И это тоже называется подвигом! (20)Подвиг, который рождён высоким сознанием своей ответственности перед страной, потому что врага можно победить только так: жертвуя своей жизнью.
(21)Согласен, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, знаю, что злейшим врагом всякого прогресса являются не критики, а твердокаменные «сторонники». (22)Но весь вопрос в том, кто несёт знание. (23)Если о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной подводной ночи.
(По А. Кузнецову*)
* Андрей Николаевич Кузнецов (1920-1998 гг.) — писатель, участник Великой Отечественной войны.
Что такое самоотверженность? Кажется, ответ на этот вопрос заложен в нас с детства. Однако задумывались ли мы, где это личностное качество берет свое начало? Самоотверженность – это понятие, граничащее с патриотизмом, или показатель незрелости личности? Над этими вопросами нас призывает поразмышлять Андрей Николаевич Кузнецов, писатель, участник Великой Отечественной Войны.
Рассуждая над проблемой, А.Н. Кузнецов обращается к статье, в которой с пренебрежением оцениваются действия Ульяны Громовой, участницы подпольной организации «Молодая гвардия». Автор статьи, приводя в поддержку своей позиции письмо Ульяны, характеризует ее как «типичную троечницу, серую посредственность», которая «пока ещё не осознала бесценности человеческой жизни, а потому легко, без сожалений пошла на смерть». А.Н. Кузнецова возмущает циничность написанного. Он с чувством пишет, что то, как подростки противостояли врагу, терпя варварские пытки врага, кроме как подвигом назвать нельзя. Но ради чего молодые люди сражались? Автор объясняет: их героизм «рождён высоким сознанием своей ответственности перед страной, потому что врага можно победить только так: жертвуя своей жизнью.»
Таким образом, автор данного текста убежден, что самоотверженность напрямую связана с патриотизмом, любовью к Родине. Мне близка позиция писателя. Ведь что такое Родина? Это улица, на которой ты вырос, это школа, которая многому тебя научила, родители, семья, которые всегда рядом, красота родного края, государство, друзья. У каждого человека свое определение, однако то, что связывает эти понятия, — это любовь. За кого сражаться, если не за маму, за папу, за родной дом? За что быть готовым отдать жизнь, если не за то, что является самым ценным, любимым для тебя?
Данная проблема волновала многих великих писателей. Например, в повести Бориса Василева «А зори здесь тихие…» рассказывается о доблести пяти девушек-зенитчиц и их командира Федота Васкова. Узнав, что два немца собираются пробраться к важному военному объекту, они незамедлительно докладывают об этом начальству