Текст Адамовича А.(1)...Так в чём же смысл человеческого существования? (2)Не в вопросе ли заключён ответ? (3)Не в том ли смысл появления человека на земле и во Вселенной, чтобы кто-то спрашивал? (4)Себя и целый мир: зачем мы и всё зачем? (5)Если верно, что человек — осознавшая себя материя, своё существование осознавшая, себя увидевшая со стороны материя, так кому же, кроме как человеку, спрашивать: зачем? зачем? зачем?..
(6)С камня не спросится, что он камень, с чайки не спросится, что она чайка... (7)С человека спросится.
(8)«Червь, — написал один из героев Даниила Гранина, — для того, чтобы „делать землю"».
(9)«Человек, — скажем мы, — чтобы спрашивать». (10)И за червя, и за самоё землю спрашивать: зачем всё? (11)Зачем земля и зачем червь, «делающий землю»? (12)И самое главное «зачем» — зачем я, человек?
(13)«Простое размышление о смысле жизни, — говорил Альберт Швейцер, — уже само по себе имеет ценность». (14)Человек смотрит в небо, на звёзды — это ему необходимо потому, что он — человек. (15)Он смотрит не как вершина горы, дерево, кошка. (16)И смотрит, спрашивая и за себя, и за гору, и за кошку: что и зачем?
(17)А что же сегодня главное, какие вопросы самые актуальные? (18)Не вечные ли и есть самые актуальные? (19)Да, те самые, о которых часто думалось: обождут, на то они и «вечные»!
(20)Вопрос жизни и смерти? — подумаешь, нам бы ваши заботы!
(21)Теперь это наша забота, именно наша — о жизни и смерти самой планеты, во-первых, и, во-вторых, человечества, человека на ней. (22)И есть ли что важнее и актуальнее таких вот вечных вопросов?
(23)Настоящее — то, что всегда охотно приносилось в жертву чему-то: иногда — прошлому, а иногда — будущему. (24)Ведь данный миг всего лишь мостик, чтобы «консерваторам» уходить в уютное, милое для них прошлое, а «революционерам» рваться и увлекать за собой в будущее.
(25)И люди, что живут сегодня, обязательно хуже вчерашних. (26)И уж наверняка далеко им до тех, которые завтра придут!
(27)Но никогда не было так очевидно, что на них, на теперешних людях, всё сошлось. (28)Каковы они ни есть, но, несомненно, от них зависит, сохранится ли жизнь.
(29)Сегодня особенно ощутима истина: без прошлого человек не весь, без устремлённости в будущее человеку невозможно, но главный смысл человеческого существования всё-таки в том, чтобы вечно продолжалось настоящее — жил и продолжался человек. (30)Смысл жизни — в самой жизни. (31)Ведь действительно может оказаться, что человек — единственное во Вселенной существо, которое сознаёт своё существование и спрашивает, спрашивает — о смысле и целях собственного бытия!
(32)А это зачем? — можно спросить. (33)— Зачем, чтобы спрашивали?
(34)Давайте подождём миллиарды годиков и узнаем ответы на все «зачем». (35)Главное — не оборвать цепь, не позволить прекратиться жизни...
(По А. Адамовичу*)
* Александр (Алесь) Михайлович Адамович (1927-1994 гг.) — русский и белорусский советский писатель, сценарист, литературовед.
В чем смыл жизни? Над эим вопросом задумывались величайшие умы человечества: Конфуций и Сократ... Наступила и очередь Александра Михайловича Адамовича, русского и белорусского советского писателя, сценариста и литературоведа, который в своем тексте поднимает глобальную проблему смысла человеческого существования.
Рассуждая о данной проблеме, автор приводит в пример слова Альберта Швейцера:"Простое размышление о смысле жизни уже само по себе имеет ценность." Строками известного немецкого философа и гуманиста Адамович выражает и своё личное отношение к "вечным" вопросам: смысл жизни не в ответах на вопросы, а поиске этих ответов, в мышлении, в деятельности, в человеческом развитии. Александр Михайлович акцентирует внимание читателей на том, что именно от человека, человека настоящего, прошлого и будущего зависит, сохранится ли существование самой человеческой цивилизации, такой уникальной "осознавшей себя материи": "Теперь это наша забота, именно наша - о жизни и смерти самой планеты...". Кроме того, сквозь свои рассуждения автор передает восхищение человеком, называя его единственным во вселенной существом, которое в отличие от "камня" и "чайки" имеет способность задумываться о "смысле и целях собственного бытия" ( предложение 31 ). Говоря о важности вечных философских вопросов, автор вовлекает читателя в интересный разговор и предлагает вместе искать истину.
Авторская позиция предельно ясна: смысл человеческого существования в том, чтобы вечно продолжалась жизнь, чтобы вечно продолжался человек, думал, мыслил и развивался. "Смысл жизни - в самой