Сформулируйте главную проблему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Малый мир, изображенный Горьким, есть как бы слепок с «большого мира», вне его находящегося».
Сатин (приподнимаясь на нарах). Кто это бил меня вчера?
Бубнов. А тебе не все равно?..
Сатин. Положим — так... А за что били?
Бубнов. В карты играл?
Сатин. Играл...
Бубнов. За это и били...
Сатин. М-мерзавцы...
Актер (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют... до смерти...
Сатин. А ты — болван.
Актер. Почему?
Сатин. Потому что — дважды убить нельзя.
Актер (помолчав). Не понимаю... почему — нельзя?
Клещ. А ты слезай с печи-то да убирай квартиру... чего нежишься?
Актер. Это дело не твое...
Клещ. А вот Василиса придет — она тебе покажет, чье дело...
Актер. К черту Василису! Сегодня баронова очередь убираться... Барон!
Барон (выходя из кухни). Мне некогда убираться... я на базар иду с Квашней.
Актер. Это меня не касается... иди хоть на каторгу... а пол мести твоя очередь... я за других не стану работать...Барон. Ну, черт с тобой! Настька подметет... Эй, ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)
Настя (вставая). Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А еще — барин...
Барон (отдавая книгу). Настя! Подмети пол за меня — ладно?
Настя (уходя в кухню). Очень нужно... как же!
Квашня (в двери из кухни — Барону). А ты — иди! Уберутся без тебя.. .Актер! тебя просят, ты и сделай... не переломишься, чай!
Актер. Ну... всегда я... не понимаю...
Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них — корчаги, покрытые тряпками). Сегодня что-то тяжело...
Сатин. Стоило тебе родиться бароном...
Квашня (Актеру). Ты смотри же, — подмети! (Выходит в сени, пропустив вперед себя Барона.)
Актер (слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью). Мой организм отравлен алкоголем. (Задумывается, сидя на нарах.)
(М. Горький «На дне»)
Главная проблема фрагмента заключается в деградации нравственных ценностей, их "отмирании", и проявляются эти черты практически во всем: в использовании героями просторечной лексики ("М-мерзавцы"), а также манере разговора. Обитатели ночлежки опустились на социальное дно, не пытаясь оттуда выбраться, погрязнув в своем мирке, «слепке с "большого мира"». Названный "малым", мир героев существует так же, как и большой, реальный, по своим правилам. Важную роль играет социальное неравенство среди постояльцев ночлежки. Кажется, будто попавшие туда автоматически уравниваются в правах, однако наличие внегласной иерархия и счастливого "прошлого", не дающего покоя