«Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» – одно из самых знаменитых драматических произведений девятнадцатого века. В драме изображается быт и нравы уездного города Калинова и жизнь его обитателей. В городе Калинове правят домострой и невежество, по словам русского критика Н.А.Добролюбова, город Калинов представляет собой «темное царство». Именно в этом городе живут героини пьесы – Катерина и Варвара. Образы девушек центральны в пьесе, обоих девушек критики относят к «жертвам темного царства», но их характеры и судьбы различны.
Варвара – дочь Марфы Игнатьевны Кабановой – богатой купчихи, держащей в страхе весь город, «под видом благочестия» властвующая над своими детьми. Катерина – жена Тихона – сына Кабанихи. Обе девушки живут под гнетом самодуров «темного царства» и страдают от своего несвободного, приниженного положения, им приходится подчиняться, терпеть постоянные придирки и грубые замечания Кабанихи.Обстановка деспотичного семейного быта сближает девушек,друг другу они доверяют свои тайны и рассказывают истории из своей жизни: Катерина делится с подругой воспоминаниями о благостной домашней обстановке, в которой когда-то, до замужества, она жила: «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла…». Варвара, потерявшая доверие к матери, выучившаяся обманывать, не утаивает от Катерины своих сердечных тайн – по вечерам она тайком встречается с местным молодцем Кудряшом.
Обе героини пьесы пытаются противостоять той среде, в которой живут. Так, главной чертой, объединяющих девушек, является свободолюбие – они не готовы подчиняться «темному царству». Варвара сознательно идет на обман и притворство, чтобы сохранить свои отношения с Кудряшом и свою независимость, Катерина бунтует против окружающей низости и жестокости, оставаясь верной своим высоким идеалам. Также для Варвары и Катерины любовь имеет большое значение, ради нее они готовы на риск: так, Варвара покидает город с Кудряшом против воли матери, а замужняя Катерина, приходящая в ужас от одной только мысли о грехе, слепо влюбляется в Бориса и совершает измену. Важно отметить, что, несмотря на царящую в городе удушающую атмосферу, полную безразличия и страха, героини находят друг в друге поддержку, между ними сохраняются теплые отношения, почти исчезнувшие между людьми в городе, их сближает положение «жертв темного царства».
Однако жизнь каждой из героинь разворачивается совершенно по-разному: Катерина, не справившись с угнетающей обстановкой и собственными внутренними конфликтами, кончает жизнь самоубийством, в то время как Варваре удается сбежать из города с любимым человеком и строить свою жизнь уже вне города Калинова. Причина столь разных судеб кроется в характерах, различных до противоположности, а также разному подходу к жизни. Катерина – натура мечтательная, устремленная к высокому и прекрасному, ей свойственна эстетизация окружающего. Так, восторженно она говорит о своих снах: «Какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся». Ее монологи, пронизаны поэзией, подкупающей, красивой простотой: «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаеш
2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем и деталей, но допущена одна фактическая ошибка.
3. Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.
4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
5. Допущены три речевые ошибки.