В каких произведениях русских писателей изображены герои-представители «уходящих» эпох – и в чем эти персонажи можно сопоставить с чеховским Гаевым?
Гаев. Крошка моя. (Целует Ане лицо, руки.) Дитя моё... (Сквозь слёзы.) Ты не племянница, ты мой ангел, ты для меня всё. Верь мне, верь...
Аня. Я верю тебе, дядя. Тебя все любят, уважают... но, милый дядя, тебе надо молчать, только молчать. Что ты говорил только что про мою маму, про свою сестру? Для чего ты это говорил?
Гаев. Да, да... (Её рукой закрывает себе лицо.) В самом деле, это ужасно! Боже мой! Боже, спаси меня! И сегодня я речь говорил перед шкапом... так глупо! И только когда кончил, понял, что глупо.
Варя. Правда, дядечка, вам надо бы молчать. Молчите себе, и всё.
Аня. Если будешь молчать, то тебе же самому будет покойнее.
Гаев. Молчу. (Целует Ане и Варе руки.) Молчу. Только вот о деле. В четверг я был в окружном суде, ну, сошлась компания, начался разговор о том, о сём, пятое-десятое, и, кажется, вот можно будет устроить заём под векселя, чтобы заплатить проценты в банк.
Варя. Если бы господь помог!
Гаев. Во вторник поеду, ещё раз поговорю. (Варе.) Не реви. (Ане.) Твоя мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет... А ты, как отдохнёшь, поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке. Вот так и будем действовать с трёх концов — и дело наше в шляпе. Проценты мы заплатим, я убеждён... (Кладёт в рот леденец.) Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбуждённо.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!
Аня. (спокойное настроение вернулось к ней, она счастлива). Какой ты хороший, дядя, какой умный! (Обнимает дядю.) Я теперь покойна! Я покойна! Я счастлива!
Входит Фирс.
Фирс. (укоризненно). Леонид Андреич, бога вы не боитесь! Когда же спать?
Гаев. Сейчас, сейчас. Ты уходи, Фирс. Я уж, так и быть, сам разденусь. Ну, детки, бай-бай... Подробности завтра, а теперь идите спать. (Целует Аню и Варю.) Я человек восьмидесятых годов... Не хвалят это время, но всё же могу сказать, за убеждения мне доставалось немало в жизни. Недаром меня мужик любит. Мужика надо знать! Надо знать, с какой...
Аня. Опять ты, дядя!
Варя. Вы, дядечка, молчите.
Фирс. (сердито). Леонид Андреич!
Гаев. Иду, иду... Ложитесь. От двух бортов в середину! Кладу чистого... (Уходит, за ним семенит Фирс.)
А. П. Чехов, «Вишнёвый сад»
Герои-представители «уходящих» эпох изображены не только в драме А.П.Чехова «Вишневый сад», но и во многих других произведениях русской классики.
Так, в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главным представителем «века минувшего» становится Павел Афанасьевич Фамусов. Фамусовское общество пытается законсервировать, заморозить старый уклад. В действиях Фамусова прослеживается зависимость от традиционных увлечений (балы), старых устоев (прислуживается так же, как делали это предки). Павел Афанасьевич будто остается в прошлом так же, как и Гаев. Леонид Андреевич на протяжении всего произведения находится в статичном положении в плане миропонимания и мироощущения. Чехов передает в нем детские черты характера (наивность, чрезмерная восторженность, инфантильность) для того, чтобы подчеркнуть внутренний «застой» Гаева, его принадлежность к прошлому, замкнутость и ограниченность.
Вместе с тем, Фамусов отказывается принимать новое поколение («то-то все вы гордецы, спросили бы, ка к делали отцы») и новые идеи, мысли. Так, в просвещении он видит причины социального безумия («учение – вот чума»), в то время как его главный оппонент в конфликте, Чацкий, считает образованность важнейшим качеством человека, способного критически мыслить. Фамусов просто не понимает нового так же, как и Гаев. Леонид Алексеевич наотрез отказывается воспринимать предложение Лопахина вырубить вишневый сад под участки. Для Гаева сад - воспоминание о детстве и воплощение всего прекрасного, поэтому идея Ермолая Алексеевича кажется ему пошлой и совершенно невозможной.
Герой-представитель «уходящей» эпохи изображен и в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович живет в имении своего брата, Николая Петровича. Кирсановы не могут справиться с хозяйственными обязанностями. Имение Марьино выглядит неопрятно, все скрипит и трещит (разваливающиеся крыши и покосившиеся церкви). Николай Петрович ещ
3. Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют.
4. Допущена 1 речевая ошибка. Также стоит учесть, что рекомендуемый объем ответа - 5-10 предложений. Вы значительно превысили этот объем. Стоит более точно и лаконично формулировать свои наблюдения и выводы.