В каких произведениях русских поэтов отображён конфликт поэта и эпохи и в чём эти произведения созвучны стихотворению А.А. Ахматовой?
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,-
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: “Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид”.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Конфликт поэта и эпохи является часто затрагиваемым русскими поэтами разных поколений. Так, в первой четверти XX века, ознаменовавшейся переломом в исторической судьбе России, отмеченной тремя революциями, Первой Мировой и Гражданской войнами данный конфликт всё чаще вторгается в лирику поэтов серебряного века. Обозначим различия и сопоставим, исходя из заданной темы, два стихотворения: «Мне голос был. Он звал утешно…» А. Ахматовой и «Ленинград» О. Мандельштама. Во-первых, обстоятельства времени написания этих лирических произведений различны, однако поэтическое пространство, в котором находятся лирические герои, одинаково – это Петербург (Ленинград). Стихотворение Ахматовой написано осенью в период Октябрьской революции 1917 года и является откликом на события, поражающие своей жестокостью: «Когда в тоске самоубийства // Народ гостей немецких ждал, // И дух суровый византийства // От русской церкви отлетал». Тогда как стихотворение Мандельштама «Ленинград» создано в 1930 году, то есть спустя более чем 10 лет после свершения революции, в условиях новой социалистической власти. Оно являет собой поэтическую картину советской России, которая с трудом «узнаётся» поэтом. Во-вторых, оба стихотворения объединяет ощущение неприятия эпохальных событий и их последствий. Лирическая героиня Ахматовой испытывает «боль поражений и обид», вызванную страшными событиями настоящего, а «при
2. Названо произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена.
3. Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем и деталей, фактические ошибки отсутствуют.
4. Допущено две речевые ошибки.