В каких произведениях русских писателей изображены герои-антиподы и в чём этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от ума»?
«Горе от ума» А.С. Грибоедов
ЯВЛЕНИЕ 6
Чацкий, Наталья Дмитриевна, Платон Михайлович.
Наталья Дмитриевна
Вот мой Платон Михайлыч.
Чацкий
Ба!
Друг старый, мы давно знакомы, вот судьба!
Платон Михайлович
Здорово, Чацкий, брат!
Чацкий
Платон любезный, славно.
Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно.
Платон Михайлович
Как видишь, брат:
Московский житель и женат.
Чацкий
Забыт шум лагерный, товарищи и братья?
Спокоен и ленив?
Платон Михайлович
Нет, есть-таки занятья:
На флейте я твержу дуэт
А-мольный...
Чацкий
Что твердил назад тому пять лет?
Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже!
Платон Михайлович
Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
Чацкий
От скуки! как? уж ей ты платишь дань?
Наталья Дмитриевна
Платон Михайлыч мой к занятьям склонен разным,
Которых нет теперь - к ученьям и смотрам,
К манежу.... Иногда скучает по утрам.
Чацкий
А кто, любезный друг, велит тебе быть праздным?
В полк, эскадрон дадут. Ты обер или штаб?
Наталья Дмитриевна
Платон Михайлыч мой здоровьем очень слаб.
Чацкий
Здоровьем слаб! Давно ли?
Наталья Дмитриевна
Все рюматизм и головные боли.
Чацкий
Движенья более. В деревню, в тёплый край.
Будь чаще на коне. Деревня летом - рай.
Наталья Дмитриевна
Платон Михайлыч город любит,
Москву; за что в глуши он дни свои погубит!
Чацкий
Москву и город... Ты чудак! А помнишь прежнее?
Платон Михайлович
Да, брат, теперь не так...
Герои-антиподы изображены во многих произведениях русской литературы. Среди них «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Отцы и дети» И. С. Тургенева. В романе «Герой нашего времени» Лермонтов противопоставляет Печорина, который действительно находился в постоянном внутреннем поиске и мучился «вечными» вопросами человеческого бытия, и Грушницкого, который надевал на себя «трагическую мантию» с целью казаться каким-то высшим существом. Необходимо отметить, что Печорин понял истинную сущность своего «друга» (за это Грушницкий его не любил) и даже предсказал, что между ними когда-нибудь может быть конфликт. Так, Печорин, как и Чацкий, лишен всякого притворства и позерства; оба героя поступают так, как чувствуют, и действуют, согласуясь со своими личными моральными принципами. Их антиподы же перестали быть самими собой, пытаясь подстроиться под кого-то друг