Ценность времени..
Время… его нельзя взвесить, потрогать, посмотреть…Да, мы не можем увидеть время, но именно с его помощью мы измеряем нашу жизнь. Получается, что время существует…Иногда его не хватает, но иногда бывает и так, что его избыток заставляет нас думать о том, как бы по быстрее избавиться от него. А сколько людей, дорожа жизнью, не видят ничего страшенного в потере времени, не видят и не понимают того, что мы должны дорожить каждой минутой, так как жизнь есть ограниченный промежуток времени. Промежуток этот так краток, что каждое мгновение, принесенное в жертву лени или бездеятельности, является самым тяжелым преступлением против самого себя.
Считается, что мы не можем управлять временем. Например, я не могу вернуться во вчерашний день и ответить лучше, чем я уже ответила. Но я все равно считаю, что могу управлять временем, хотя бы частично. Можно запланировать свои дела и успеть все, что можно. Шекспир по этому поводу сказал: «Время двигается с разной скоростью с одними оно идет шагом, с другими бежит, с третьими скачет, а с четвертыми стоит.» Не тот, конечно, достоин уважения, кто не видит времени в погоне за карьерой, развлечениями, а тот, кто наполняет его трудом, общением, вниманием близким на пользу самого себя.
И в этом я убеждаюсь вновь и вновь, читая произведения русской литературы. Недавно перечитала рассказ Паустовского «Телеграмма». Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью ,занятой своей работой, умирает в одиночестве.
Катерина Петровна одинокая старушка, в доме, котором время застыло на месте. Он даже напоминает заброшенный музей: «пыльный Вестник Европы», пожелтевшая посуда, застоявшийся запах нетопленной печи. Все, что осталось от жизни - это дочь Настя. Каждый день она думает о ней, ждет её появления и плачет. Время для нее тянется бесконечно. Описывая рассвет осени, Паустовский показывает, что со временем постепенно угасает и жизнь Катерины Петровны, кончается ее осень.
Образу мамы противостоит образ Насти. С ней знакомимся во второй части рассказа. Она живет в Ленинграде и работает секретарем. Настя редко вспоминает о матери, она даже не находит минуты, чтобы написать ей письмо. Она бежит за временем, забывая о том, что для Катерины Петровны она единственный дорогой человек на свете. Настя не задумывалась о том, что жизнь близкого человека - самое ценное, что есть на земле, состоит из коротких отрезков времени, секунд, минут, часов. И что это время не стоит на месте и часто его неслышный бег становиться заметным только тогда, когда оглянувшись назад, мы удивляемся , как быстро летят года.
Не удалось ясно выразить мысль о том, что особенно ценно время, которое мы посвящаем близким (очевидно, примеры подобраны так, чтобы доказать именно этот тезис, но ни по одному из примеров не сделан чёткий вывод). Поэтому по критерию "соответствие теме" работа близка к оценке "незачёт", в таком случае вся работа получит "незачёт".
Критерий № 2. "Аргументация".
В работе приведены три примера из литературы: два рассказа и стихотворение. Стихотворение выбрано и подано не очень удачно: в качестве вывода по теме "ценность времени" оно не подходит. Рассказы "Телеграмма" и "Говори, мама, говори..." подробно рассмотрены с точки зрения сюжета и хорошо подходят в качестве примера к тезису. "зачёт".
Критерий № 3. "Композиция и логика рассуждения"
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Важно показать умение аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. В данной работе эксперт может поставить "незачет", поскольку в работе нет ни общего вывода, ни выводов на основе приведённых примеров.
Однако этот критерий не является основным при оценке работы.
Критерий № 4 "Качество письменной речи»
Проверяется умение точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости
уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. Даже при наличии речевых и грамматических ошибок за данное сочинение можно поставить "зачёт".
Критерий №5 "Грамотность"
"Незачет" ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и
понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). В работе много ошибок, но при объёме сочинения в 785 слов их количество находится в пределах нормы. "Зачёт".