Стилистика!

57. Работа редактора с композицией текста. Композиционная форма текста и его функционально-стилевая и жанровая принадлежность.

В худ тексте композицию определяет сюжет. В текстах иных функциональных стилей иные основания, иные факторы определяют композицию. Есть основная и обзорная часть. Кол-во смысловых элементов и их последовательности обусловлено выбранным стилем и выбранным жанром. Тексты одних стилей допускают варьирование смысловых элементов, допускают изменение порядка следования смысловых элементов. Композиция текста должна быть основана на законах логически правильного мышления. Она должна пред-ся назначением или целеустановкой текста, она должна опред-ся качеством аудитории, для которой этот текст предназначается. Требования:
1) четкая формулировка центральной проблемы текста
2) центр-я проблема текста должна быть мотивированна идеей, фактическим материалом и эти идеи и материал должны быть последовательно выстроены в тексте и между собой они должны быть связаны.
3) Завершенность и полнота текстовой конструкции, которая соотносится со стилем, жанром и авторским замыслом.
4) Соразмерность текста подчиняется выбранному автором принципу.
5) Движение от менее важного к более важному. Отказ от малозначимого материала, от несущественного материала.
6) Выверенность фактического материала и формулировок
7) Целесообразность исп-я тех/иных композиционных приемов в текстах тех/иных стилей и жанров и исп-е композиц-х приемов, которые хар-ны для иных функц-х стилей.
План – основа композиции.
План – это краткая программа какого-либо изложения. Это последовательность суждений, которая лежит в основе текста. По цели и по методике составления есть несколько видов планов:
1) Авторский план будущего текста: должна быть оглашена тема текста, приемы отбора материала, приемы компоновки материала. Для автора это творческий процесс.
2) Редакторский план уже написанного автором текста
3) План, в котором отражаются изменения, предлагаемые редактором.
Во 2 и 3 плане мало творчества, это работа редактора. Они оценивают все плюсы и минусы автора.
3 формы работы редактора над планом:
1) Совместная работа над планом будущего произведения
2) Анализ плана, уже предложенного автором для публикации
3) Совместное составление плана, доработки авторского текста.
Элементы композиции и основные композиционные приемы.
1) Вступление: формулировка цели
2) Основная часть: основной материал, даются положения
3) Заключение: выводы и итоги
В работе редактора на 1ый план выходит анализ композиции по коммуникативной ф-ии (роли) этих композиционных элементов. С этой т.зрения выделяют:
1) Рамочные элементы: заголовки, подзаголовки, вступления, заключения, врезы – выделенные графически абзацы, которые резюмируют тему; рубрики; названия тем серий материалов, которые публикуются длительное время; выделители, которые называют тему 1го или нескольких материалов. Рамочные элементы, кроме заключения, обычно выделяются графически. С т.зрения стилистики, каждый рамочный элемент должен быть выразительным и информативным. Рамочные элементы выполняют ф-ии:
- оформляют границы текста
- информируют о теме и содержании основного текста
- привлекают внимание адресата и удерживают внимание адресата
- формируют положительное отношение к предметам.
Заголовок – это название произведения, это всегда элемент текстовой конструкции. Он опред-т тему и идею. Это центр содержательной, логической структурой и образностью текста.
Виды заголовков:
1) Однонаправленные – соотнесены с 1м элементом текста
2) Комплексные – соотнесены с несколькими элементами текста
3) Полноинформативные – несут содерж-ю инф-ю
4) Неполноинформативные – не несут содержат-й инф-ии
Для заголовка важно:
1) Информативная насыщенность
2) Автономность
3) Сжатость
4) Оценочность
5) Возможность включения цитат
Ф-ии заголовка:
1) Содержательная: должен быть норм по смыслу
2) Конструктивная
3) Контактная: заголовок всегда хар-е автора и его отношения с читателями.
Основная часть – передать инф-ю в оптимальной форме. В основе лежат 2 принципа:
1) Сюжетный
2) Логический принцип.
Могут исп0-я разные композиционные приемы. Они должны быть подчинены основой задаче – удержать внимание аудитории.
Приемы:
1) Размышления над темой: Это может быть, например, размышления над темой, выбранный метод; дедуктивный, индуктивный, исторический и тд.; ускорение или замедление изложения, использование слов и фраз-скрепок
2) Ускорение и замедление изложения
Ошибки:
1) Нарушения законов логики
2) Избегать сенсационных заголовков
3) Должны быть исп-ты те приемы, которые реально нужны
4) Неудачная разбивка заголовка
5) Нарушение этических норм
6) Нарушение логики материала в основой части
7) Перегрузка в основной части рассуждениями
8) Отсутствие док-в основных положений
9) Обилие рассматриваемых вопросов
10) Шаблонное построение текста
Работа редактора с композицией текста
Редактор работает с композицией на этапе углубленного чтения. Вопросы: соотвествтует ли композиция теме; последовательно ли изложены факты; связаны ли эти факты между собой; явл-ся ли факты целостными и полными; уместны ли выбранные автором композиционные приемы?
Правка композиции – один из первых этапов правки-обработки. Она всегда предшествует стилистической правке. Редактор работает над основной частью и над рамочными элементами.
Редактор должен понимать, что все заголовки и подзаголовки должны соответствовать стилистическим требованиям и логическим требованиям. На 1ый план выходит закон тождества: заголовки должны называть тему.
Редактор должен понимать, что заголовки должны включать ключевое слово темы. Сам заголовок должен быть синтаксически ясным. Заголовок и подзаголовок должны быть единое целое. Врез обычно идет после заголовка, этот врез всегда передает или основную новость, или интересный факт. Вступление - четкая формулировка, ее нельзя затягивать, он должен соответствовать теме и жанру. Концовка – тут должно быть выражено отношение к теме и должен содержаться призыв.
В основной части редактор должен ответчать на вопросы:
1) Полнота изложения материала
2) Последовательность изложения
3) Взаимосвязь частей
4) Соразмерность
Надо избегать механической разбивки текста. Редактор не должен отходить от темы. Нарушение смыслового единства текста. Несоответствие композиционных принципов в специфике фактического материала.
Тропы и фигуры.
Тропы: метафора, метонимия, синекдоха… это обороты, которые украшают речь, делают ее яркой.
Фигуры – это приемы исп-я языка. Цель – украшение речи.
Метафора – ассоциативный перенос свойства.
Понятие «словесные символы»

Оглавление