Стилистика!

53. Отграниченность как характеристика текста и понятие межтекстовых связей. Основные приёмы межтекстовых связей (цитата, цитатный заголовок, эпиграф, аллюзия и реминисценция, повторяющиеся образы).

Отграниченность - текст противостоит всем другим материально воплощенным знакам, которые не входят в его состав. Отграниченность текста предполагает определение границ, т.е. определения начала текста и конца текста и отграничение данного конкретного текста от других конкретных текстов.
Не следует разграничивать понятия межтекстовые связи и понятие отграниченности, которое, по мнению Лотмана, является дифференцированным признаком текста. Отграниченность как свойство текста совсем не исключает межтекстовых связей. Отграниченность выражается в организации, строении, смысловой завершенность. Межтекстовые связи выражаются в зависимости смысловых связей и содержательного наполнение текста.
Текст содержит эти свя¬зи (если они имеются) внутри своих собственных границ.
Межтекстовые связи - это содержащиеся в конкретном тексте и выраженные с помощью определенных словесных приемов отсылки к другому конкретному тексту.
К главным приемам межтекстовых связей относят:
1. Цитата - дословная выдержки из текста. Цитаты бывают и в научных, и в худ. Текстах. В научн. Указывается источник, из которого взята цитата, в худ, как правило, источник не указывается.
- автоцитата (эта цитата взята самим автором из своего же пошлого текста)
2. эпиграф (всегда после заглавия, до текста или перед его частями; он указывает на основное содержание). Эпиграфы могут предшествовать научным, публицистическим, худо¬жественным произведениям. В художественной словеснос¬ти они наиболее значимы и распространены. В качестве эпиграфа может выступать небольшое целое произведение, пословица, изречение, но чаще всего эпиграфом бывает ци¬тата, наделенная особой ролью. Эта цитата призвана указывать на его основное содержание, особенности развития сюжета, характеры главных персо¬нажей и т. п.
3. цитатное заглавие. В такого рода заглавиях как бы совмещаются роли заглавия и эпиграфа: «В одной зна¬комой улице» И. Бунина (строка из стихотворения Я. По¬лонского «Затворница»).
4. аллюзия (соотношения описываемого или происходившего в действительности с устойчивым понятием: историческом, мифологическом, как бы намек с использованием реального факта или лит-ого произведения) и реминисценция (отголосок в литературном и муз-ом произведениях другого произведения). Но, в отличие от аллюзии, это какое-либо слово, с-с, предложение, цель которого – вызвать воспоминание о лит-ном произведении, об историческом факте, мифе.
5. Повторяющиеся образы - имен собственных, перифрастические выражения, вторичные номинации.
6. Текст в тексте. Это может быть письмо внутри текста или документ. Одним из первых такой прием использовал Пушкин в произведении «Дубровский».

Оглавление