Драматургия ТВ жанров!

26.Беллетризация прошлого на телевизионном экране: прошлое как «объективная» реальность. Прошлое как сенсация, прошлое как политический аргумент, прошлое как развлечение(аттракцион).

Историческая тема на ТВ представлена на всех каналах в огромном многообразии жанров – от инф-х сюжетов до худ публицистических программа. Но, не смотря на это многообразие передач на тему истории, надо отметить, что историки отмечают, что ТВ по своей природе антиисторично. Причина: прошлое в ТВ программах не обладает самостоятельной ценностью, оно всегда включается в современный контекст. Обычно обращение к истории связано с 3 причинами:
1) Актуальные политические события, которые заставляют вернуться к осмыслению прошлого
2) Наличие очевидных аналогий с современностью
3) Попытка в исторических сведениях вставить развлекательный материал, архетипы и мифологии.
Исторические программы постоянно включают в прошлое новый контекст, Прошлое актуализируется в сознании современного поколения. Сегодня ТВ предлагает исторические программы на все вкусы и аудитории. На федеральных каналах много исторических программ, но есть и специализированные каналы: Хистори, Время, История, 365, Ностальгия.
Формы презентации истории различные: от научно-популярных программ до развлекательных зрелищ. Новостные (инф-е) жанры представлены видеосюжетами и интервью на исторические темы.
Аналитические (исследовательские) жанры: телевизионный комментарий, журналистское расследование – программа «Искатели». Эта программа гибрид, она включает в себя комплекс жанровых форм: репортаж, интервью с экспертами, экстремальные съемки.
Разговорные жанры: беседа (365 «Час истины»), теледебаты – программа «Исторический процесс» Россия 1.
Авторские проекты: исторические путешествия – А.Архангельск «Библиотеки мира, фабрики смыслов». Автор ездит в путешествие, чтобы посм-ть на страны и народы с т.зрения их отношения к книгам и библиотеках.
Проверено на себе, испытано на себе: жанр воплощается в 2х вариантах:
1) Журн-ты ездят в различные места (Исчезающая планета). Посещение мест, где сохранилась древняя жизнь.
2) Журн-ты имитируют путешествие в прошлое: авторы предпринимали попытки изучть прошлое с т.зрения культа, особенности повседневной жизни. ВВС программа «Отчаянные дегустаторы».
Мокьюментари – мок – насмешка, докьюментарми – док сюжет. Тут авторы берут подлинные хроникальные кадры, монтируют в них постановочные эпизоды и появл-ся новый смысл. А. Федорченко «Первые на луне».
Направления в исторических программах:
1) Прошлое как объективная реальность, это попытка создать иллюзию объективной реальности. «Исторические хроники с Никлоаем Сванидзе». Это исторические расследования прошлого. Каждый выпуск посвящен году истории и личности в этом годе. Особенности таких программ: автор явл-ся экспертом в области истории. История подается сверху, чел-к рассказывает о событиях прошлого недостаточно подготовленной аудитории. Он стремится подобрать нужный стиль. Он соединяет интеллектуальное и повседневное, научное + массовое. Идет визуализация с помощью фотографии, историч хроник, фильмов. В отдельных эпизодах программы появл-ся ведуший в тех местах, о чем он говорит. Он исп-ет в речи настоящее время, короткие фразы, обращает внимание на детали, стремится отсылать к др контекстам. История предстает в таких программах как сложное и противоречивое явление, спрятанное в архивах.
2) Прошлое как сенсация – в жанре журн-е расследование. Хар-но: броские заголовки, пикантные подробности, прошлое в программах реконструируется иначе, чем в др программах. Программа «Человек и закон» А. Пиманов. Форма повествования в программах сочетает разные приемы и жанры. В них усилено драматическое составляющее. События рассм-ся с т.зрения форменных жанров под углом сенсации и разоблачения. Хар-но: клешированность, стилизация, риторика таких программ склонна к однозначным оценкам, подобные программы исп-ю мифологемы, символы.
3) Прошлое как политический аргумент. Проект РТР «Гибель империи. Византийский урок». Автор – Архимандрит Тихон Шовкунов. В фильме проводятся очевидные параллели между распадом византийской империи и развалом СССР. Текст выстраивается так, что зритель теряет нить. Стиль общения автора с аудиторией похож на страстную проповедь, в которой главное не точность фактов и деталей, а умение зацепить аудиторию. Для зрителя очевиден вывод автора. Тут идет выстраивает логической цепочки, которая должна подтвердить правоту автора, для этого исп-ся современные технологии.
4) История как развлечение – это новые формы визуализации прошлого. «Российская империя», «Живой Пушкин», «Птица Гоголь». Это программы развлечения и для этого исп-ся визуальные эффекты: мульимедийные заставки, комп-е окна с инф-ей. Л. Парфенов. Сочетает познавательное + развлекательное, автор этим придает высокую насыщенность и повествовательный темп. На экране постоянно присутствует сам ведущий.
Оглавление