Драматургия ТВ жанров!

1. Драма как род литературы и основа зрелищных жанров. Основные циклы развития мировой драматургии. Специфика телевизионной (экранной) драматургии.

Драма - действие в переводе с греч, это один из трех родов лит-ры на ряду с эпосом и лирикой. Специфика драмы в том, что в ней жизнь отображается как процесс, т.е. в состоянии действия, конфликта, в столкновении героев, хар-ров, различных мировоззрений, поступков, ценностных систем.
Драму как род литры отличает жесткая структура, ни одни из компонентов не должен исчезать. Основные компоненты:
1. Экспозиция - подготовка к развитию конфликта. Задача: воссоздать среду, контекст.
2. Завязка - нужна, чтоб наметить основной узел противоречий, определить направление развития конфликта.
3. Развитие.
4. Кульминация - высшая точка психологического напряжения.
5. Развязка.
6. Финальная точка. Может быть не одна.
Три компонента, необходимые для драмы:
1. Конфликт. Чем он напряженней, тем интересный следить за действием.
2. Наличие actor - действующего субъекта. Субъект - носитель определенного мировоззрение, он способен делать выбор, совершать поступки. У героя-резонера это действие стерто, он только говорит.
3. Хронотоп - внятно сформулированная время-пространство текста, сюжета. Он предопределяет развитие действия, задает ритм, определяет исторический эмоциональный менталитет, отраженный в произведении.
Со времен античности драма делилась на два типа:
1. Ориентированная на чтение. Сенека, Гете, Пушкин.
2. Ориентированная на постановку, на сценическую интерпретацию. Софокл, Аристофан, Шекспир, Островский.
Теоретики драмы считают этот род литры наиболее сложным. Так как степень участия автора в драме очень ограничена. Действие должно определяться без подсказок автора, только при помощи монологов, диалогов и действий персонажей. Единственное авторское начало – ремарка.
Драма со времен античности тяготела к преувеличению, еще Аристотель под театральностью понимал накал действия, т.образов, классическая драма все немного преувеличивает. Классическая драма разв-ся в тесной связи с реальными историческими событиями. Но искусство требует дистанцирования от конфликта, паузы, обдумывания.
Расцвет античной драмы - 5 век до н.э.
Нач 17 века - появился Гамлет Шекспира.
Французский театр переживает расцвет в 18 столетии.
В России - вторая пол 19 века.
Историки драмы считают, что есть несколько циклов всплесков драмы:
1. Начинается в общ-ве древнего востока. Она не выходит за рамки мифологических сюжетов. Она сконцентрирована на метафизической проблематике: жизнь и смерть, добро и зло. По этому пути драма развивалась в Индии, древнем Китае.
2. Эпоха античности. Этот период наз-ют первым золотым веком драмы. Он связан с Греций. 6-5 века до н.э. Появился профессиональный театр в это время. Выходили за рамки мифологических сюжетов авторы: Эсхил, Софокл, Аристофан. Эсхил пьеса Персы. Греческие авторы опираются на мифологическую основу, но в рамках этих авторские интерпретации конфликта и персонажа. В результате этого драматургия античная приобретает много смыслов.
3. Серебряный век античной драмы. Это период охватывает эпоху эллинизма и древнего Рима. Плавт, Теренций, Сенека. Погружение драмы в повседневные проблемы и конфликты. Мифология перестала определять ход развития. Драма стала утрачивать сакральные черты, связь с религиозным началом, определяющие свойством стало мастерство перипетии, интриги.
4. Эпоха средневековья. Вместе с крушением римской империи великий античный театр перестает существовать. Новое рождение драмы происходит в стенах церкви. Драма является частью литургии, церковного богослужения изначально. В 9 веке возрождение драмы, а в 13 в драма представлена разнообразными жанрами: литургическая, полулитургическая, миракли - в пьесе чудесная развязка; моралите - донос смысла священного писания. Гл жанр драмы - мистерия.
5. Эпоха возрождения. Интерес к античности, отсюда возрождается классическая драма. В обиход входит трагедия и комедия. Ренессансная драма - несколько центров: Испания, Италия и Англия.
6. Новое время. Новые эстетические системы: барокко и классицизм.
7. Эпоха просвещения. Происходит разработка теории драмы. Выдающие просветители: Дидро, Вольтер пытаются обновить подходы к драме. В классической драме все преувеличено. Тезис: реальные конфликты, реальные герои.
8. Рубеж 18-19 вв. Связана эта эпоха с формированием двух новых эстетических систем: романтизм и реализм. Реалистическая парадигма нашла воплощение в мещанской драме. Более разнообразные приемы воплощения конфликтов, сочетание трагического и комического в пространстве одного сюжета.
9. 19век. Высшая точка развития. Но к концу века перестает удивлять автора и зрителя. Рубеж 19-20 вв связан с созданием новой драмой. Отличия: в прежней традиционной драме конфликт представлял собой столкновение героев, характеров, разных точек зр. В новой драме формируется новый тип героя - столкновения героя с окр средой. Впервые это было в тв-ве Эмиля Золя, Чехова, Горького. Чехов формулировал новизну: в драме все должно быть также просто и также сложно, как в самой жизни. Чехов отказывается от выражения ярко выраженных конфликтов, противопоставления героев, все начинает растворяться в повседневности. Действие децентрализовано. Новаторская черта - использование принципа алогизма в построении диалогов. Наиболее важен не первый план, а скрытый (подводное течение потом назовут).
10. 20век. Размывается традиционная структура драматургических жанров. Разновидности: трагикомедия и др. Возрастает психологизм, а также стремление к документальности. Сокращается региональный компонент. Экзистенциальная драма, драма экспрессионизма, драма абсурда (Ионеско). Драма выходит за пределы театра - воздействие на все зрелищные и экранные искусства: кино и тв.
Кино не может существовать без драмы. Для этого вида искусства важен интерпретационный момент. В основе всего - сценарий, драматургическая разработка. Специфика кино - технический вид искусства.
1895г - кино как вид творч-ва, но сначала это аттракцион.
Попытка постановки актерской игры:
1910-1916- накопления опыта. Формируется монтаж как способ построения кинодраматургии. Дэвид Грифед в Америке, в России Кулешов.
1930 - окончательно появился звук в кино. В России - фильм «Путевка в жизнь».
1935 - появился цвет. В Америке.
1950е гг. феномен массового тв. Одомашнивание досуга, созд-е эффекта камерности.
В основе любого тв проекта лежит сценарий. Исключение - новостные программы. Здесь сценарий - это сама жизнь. Сценарист или драматург должен обладать рядом талантов, теледраматург должен быть психологом и понимать особенности тв произв-ва. Нужно постоянно поддерживать зрительский интерес. На протяжении программы драматург должен предусмотреть несколько крючков. Для каждого формата есть свои приемы привлечения зрительского интереса. Изменение технических параметров влечет изменение драматургии.
В любой сфере жизни навыки драматургического мышления жизненно необходимы.
Оглавление