Принцип дробления при работе над итоговым сочинением

Не знаю как вы, но я люблю дробить порой даже небольшие задачи на несколько маленьких частей. И сейчас мы с вами займемся дроблением итогового сочинения. Всего процесса его написания.


Возьмем такую тему (из блока «Чем люди живы?»): «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать» (В.П. Некрасов).
Дробить будем следующим образом:
1. Выделяем ключевые слова в предложенной теме. «Умение понять и прощать» + «дружба».
2. Затем, используя их, составим синонимичное предложение: «Настоящая дружба в первую очередь заключается в умении понять и прощать».
3. Далее постараемся расширить эту тему: «Умение понять и прощать является не только основополагающим принципом дружбы, но и той самой базой, на основе которой протекают человеческие взаимоотношения». Думаю, вы догадались, это предложение у нас будет использовано во введении.
4. Затем подумаем над тем, какой можно привести литературный пример. Я люблю пересматривать тот список произведений, который дан в ЕГЭ по литературе. Вспоминается дружба Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
5. Сейчас коротко опишем, почему в качестве примера будем брать это литературное произведение: «Несмотря на разность характеров, молодые люди скоро сделались друзьями. Их ссора привела к дуэли, но если бы эти герои действительно умели понимать и прощать, то в итоге "печальной жертвой” Ленский бы не пал».
6. Когда у нас появилась примерная картина того, о чем мы будем писать, можно составить план. У меня он получился следующий:

I. Уметь понимать и прощать должны не только друзья.
II. Дружба Онегина и Ленского как пример неумения понимать и прощать.
1. Онегин и Ленский «От делать нечего друзья».
2. Влияние светского общества
3. Дуэль. Онегин пытался ее избежать.
III. Была ли дружба между Онегиным и Ленским?


Теперь напишем сочинение...
Умение понять и прощать является не только основополагающим принципом дружбы, но и той самой базой, на основе которой протекают человеческие взаимоотношения. Как часто мы подменяем понятие дружба и простое знакомство? Это нередкое явление. И ведь ключевая разница между этими понятиями заключается в том, насколько хорошо мы относимся к этим людям. Ничто не мешает каждому, кто столкнется с ошибкой человека, который тебе мало знаком, постараться понять его и простить. Рубить сплеча всегда проще…
А неумение идти навстречу, неумение прощать – может приводить к трагическим последствиям. Дружба Евгения Онегина и Владимира Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является тому подтверждением. Эти герои сошлись не потому, что нашли друг в друге что-то, что их сближало, объединяло, а как раз напротив:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Простое, непринужденное общение, которым сопровождалось их знакомство в деревне, не предвещало никакой беды. Наиболее интересным собеседником для уставшего от светского общества Онегина, оказался также человек светский, молодой, пылкий, «поклонник Канта и поэт» Владимир Ленский, который совсем недавно вернулся из Германии.
Если Евгений уже охладел к балам, мало разъезжал по гостям и почти не принимал никого у себя, то Ленскому нравилось веселье, бурная светская жизнь, порядки которой он ценил. Нельзя всё же не отметить, что и Евгений остерегался осуждения в свой адрес со стороны светского общества. И когда Ленский вызвал Онегина на дуэль, Евгений, узнав, что в секундантах оппонента Зарецкий, побоялся сразу отправиться просить прощения, потому что «Вмешался старый дуэлист; / Он зол, он сплетник, он речист…». Онегин, надо признать, пытался предотвратить дуэль: он сильно опоздал, что по тем временам было непростительно, взял себе в качестве секунданта слугу, тогда как по всем правилам должен был быть человек дворянского происхождения. Но молодость, пылкость Ленского, его нежелание пойти навстречу, обняться и примириться, в конечном итоге и погубило его: «Печальной жертвой Ленский пал…».
И ведь не так важно — была ли между этими людьми дружба. Умение понять и прощать, к сожалению, подавлялось нравами светского общества. Дворянская честь была выше этих принципов. Да, сейчас у нас другое время, но про эти библейские человеческие ценности мы ни в коем случае не должны забывать. (350 слов).

Григорий Харин