(1)Без сомнения, старость – это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая смысл нашему существованию. (3)Быть старым – такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.
(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да». (6)Без этого «да», без готовности отдаться тому, чего требует от нас природа, мы теряем – стары мы или молоды – ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь.
(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями, мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, – а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной. (8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.
(9)…Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался с ней, тогда она засмеялась и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо. (15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж страшно стары.
(16)Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего и вам желаем.
(по по Г. Гессе*)
* Герман Гессе (1877–1962) – немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.
Как нужно относиться к старости? Такую проблему поднимает Г.Гессе, автор предложенного для анализа текста.
Проследим, как публицист отвечает на поставленный вопрос. Во-первых, автор говорит, что «старость – это ступень нашей жизни», которая имеет «своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести». Отрицая свой преклонный возраст, «мы теряем … ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь», замечает Г.Гессе, поэтому важно принять старость, «сказать ей «да»». Этот пример показывает, что к старости нужно относиться как к неизбежному этапу жизни. Во-вторых, Г.Гессе рассказывает о встрече со старой женщиной, во время которой они «шутливо», без желания пожаловаться на свою участь, обсудили «всяческие болячки и беды». Так автор показывает, что к старости и сопутствующим ей проблемам нужно относиться с юмором. Итак, приводя два дополняющих друг друга примера, Г.Гессе отвечает на вопрос, как следует воспринимать старость.
Позиция автора ясна. Г.Гессе считает, что к старости нужно относиться с долей юмора, её необходимо принять как к неизбежный жизненный этап, а не отрицать или ненавидеть.
С позицией автора сложно не согласиться. Действительно, старость — это не повод считать жизнь законченной, а трудности, с которыми стареющий человек неминуемо сталкивается, непреодолимыми. Так, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» присутствует князь Николай Болконский, который много работает несмотря на свой преклонный возраст. Он пишет мемуары, занимается садом, следит за процессом постройки различных зданий в имении. Кроме того, Николай Болконский интересуется российской политикой. Этот пример показывает, что на старость следует смотреть, как на ещё один этап жизни, который может быть не менее ярким и интересным, чем молодость.
Таким образом, к старости нужно относиться спокойно, с долей иронии, потому что она является лишь ещё одним периодом жизни.