(1) Когда-то давно меня задел одни разговор, случайный летний разговор на берегу моря .
(2)Я уже не помню точно фраз ,но спорили о том,кто Сальери для Пушкина .(3)Противник ,злодей,которого он ненавидит ,или же это воплощение иного отношения к искусству ? (4) Можно ли вообще в этом смысле связывать искусство и науку ? (5) А что если для Пушкина Моцарт и Сальери - это Пушкин и Пушкин ,то есть борение двух начал ?
(6)От этого случайного горячего спора осталось ощущение неожиданности . (7) Злодейство было для меня всегда очевидно и бесспорно . (8)Злодейством был фашистский мотоциклист . (9)В блестящей чёрной коже , в черном шлеме он мчался на чёрном мотоцикле по солнечному проселку. (10)Мы лежали в кювете . (11) Перед нами были тёплые желтеющие поля ,синее небо, вдали низкие берега нашей Луги, притихшая деревня ,и оттуда несся грохочущий черный мотоцикл .(12) Винтовка дрожала в моих руках...(13) Разумеется, я не думал ни о Пушкине , ни о Сальери . (14)Это пришло куда позже -тогда, на войне, надо было стрелять .
(15)Могут ли гении совершать злодейства ? (16) Может ли злодей-убийца Сальери Оставаться гением ? (17) Оттого ,что он отравитель , разве музыка его стала хуже ? (18) Что же,злодейство доказывает , что Сальери не гений ?
(19)Для Пушкина гений сохраняет творческую крылатость души . (20) Гений- не столько степень таланта ,сколько свойство его-некое нравственное начало, добрый дух .
(21)Слово "гений" ныне обычно связано с великими изобретениями ,открытиями . (22) Конечно,в законе относительности нет ничего ни нравственного ,ни безнравственного . (23) Наверное, тут следует разделить : открытие может быть гениальным ,но гений- не только открытие . (24) В пушкинском Моцарте гениальность его музыки соединена с личностью ,с его добротой , доверчивостью ,щедростью . (25) Моцарт восторгается всем хорошим ,что есть у Сальери . (26) Гений Моцарта исключителен : он весь не труд , а озарение ,он символ того таинственного наития, которое свободно изливается абсолютным совершенством .
(27) Проще всего было бы объяснить ненависть завистью ,о которой твердит сам Сальери . (28)Но разве Сальери -лишь завистник ? (29) Он смолоду признает чужой гений , он учится у великих, преклоняется перед ними . (30) Вопрос о гении и злодействе подвергает сомнению задачу, которую решал Сальери всю свою жизнь .
(31)Может ли человек стать гением ?
(32)Достичь трудом ,силой своего разума того, что считается божественным даром ? (33) Сальери считал,что-да,может .
(34) Молодость Сальери ,зрелость, вся его жизнь возникла для меня как целеустремленная ,в каком-то смысле идеальная прямая .(35) Таким мне представлялся идеал ученого . (36) Настойчивость и ясное понимание ,чего ты хочешь . (37) Сальери одержим . (38) Но идея у него особая -стать творцом . (39) Способность творить ему не была дана ,он добывал её ,вырабатывал...
(40)Это не слепой бунт , это восстание Разума ,вернее,Расчёта. (41)В наше время ,задавшись такой целью ,он мог бы стать выдающимся кибернетиком .
(42) Но и композитором он стал выдающимся .(43)Музыка его нашла признание .(44)Сам Моцарт твердит в счастливые минуты один из его мотивов .
(45)Чем отличается гений Моцарта от негения Сальери ? (46) Грань тут неуловимая .(47) Голос, который диктует Моцарту божественные созвучия ,не слышен окружающим . (48)Для них и Моцарт ,и Сальери одинаковы : оба всем своим существом чувствуют силу гармонии ,оба жрецы прекрасного ,избранные служить своему делу.
(49)До той минуты,как Моцарт поднял стакан с ядом ,оба- и Моцарт , и Сальери -были равноправные сыновья гармонии .
(50)Но теперь гений отделился ,яд разделил их. (51) Последнее средство отделить подлинный гений от мнимого -это нравственное испытание . (52) Злодейство открыло истинную ,тёмную сущность Сальери . (53) Маска сорвана .
(54) Сущность открывается и самому Сальери .( 55) Вместе с ядом начинает действовать логическая схема : гений для Моцарты не может быть злодеем ,а так как Моцарт сам гений, бесспорный гений, то,следовательно он имеет право судить ,и ,значит , Сальери не гений...
(56)Нравственное начало становится пробой гения. (57)И человечество отбирает для себя лишь тех ,кто несет это нравственное начало .
(58)Пушкин оставляет Сальери жить и мучиться . (59) Остаётся злодейство ,но торжествует гений .
*Даниил Александрович Гранин -русский советский писатель ,общественный деятель .
Что может подталкивать человека к совершению плохих поступков ?Над этой проблемой размышляет Д.А.Гранин в предложенном тексте .
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу ,писатель рассказывает о Моцарте и Сальери . Сальери отравляет Моцарта из-за того ,что завидует ему : " Проще всего было бы объяснить ненависть завистью ,о которой твердит сам Сальери ".Он завидовал ,потому что много трудился прежде чем стать выдающимся композитором . Моцарту это далось намного проще : "Гений Моцарта исключителен : он весь не труд, а озарение ,он символ того таинственного наития ,которое свободно изливается абсолютным совершенством ".
Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы ,но исподволь подводит читателя к мысли о том,что злые поступки люди могут совершать из-за зависти ,а также из-за холодного расчета ,чтобы достичь своих целей .
Я согласна с мнением автора ,человек может задумывать и воплощать в жизнь нехорошие поступки с расчетом достичь личных целей или из-за зависти.