(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.
(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...».
(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее — завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать.(13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
(14)А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель...
(16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!
(18)3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё остальное им не нужно, всё остальное — неважно. (21)Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.
(По Д. Шеварову)
Д. Шеваров – один из с тех, о ком с полным правом можно сказать, что это художник слова. Главная тайна автора текста в том, что он жил и живет «по велению сердца». Обладая удивительной зоркостью, он в самых обычных вещах видит что-то необыкновенное. Разве не так?
Во имя чего человек рискует жизнью? Что остается детям? Эти и другие вопросы ставит в своем тексте Д. Шеваров. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему утраты понимания чести.
Автор рассуждает о том, что в наше время слово «честь» утратило своего истинного значения, что теперь мы не ассоциируем его со «звоном упругой стали». Он заостряет внимание читателей на отстаивании чести немедленно посредством дуэли, говоря, что дуэль-это «восстановление нравственного равновесия, при этом автор не призывает к возврату дуэли, а утверждает, что честь необходимо защищать. Д.Шеваров говорит о дуэли Пушкина не как о «бессмысленной гибели», а как «непоправимой», ведь Александр Сергеевич не мог оставить детям запятнанную честь и имя.
Позиция автора довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: