(1)Как, увы, часто наносятся раны словом.
(2)Вы набираете номер телефона. (3)Вам отвечают:
(4)– Слушаю. (5)Вы говорите:
(6)– Попросите, пожалуйста, Алексея Петровича.
(7)Вы ошиблись и попали в другую квартиру. (8)Как должен звучать нормальный ответ в таком случае? (9)«Вы ошиблись номером». (10)Так отвечают вежливые люди. (11)Очень вежливые: (12)«Вы, к сожалению, ошиблись номером». (13)Но нередко вы слышите: (14)«Здесь таких нет!» (15)Так и тянет спросить: «А какие есть?» (16)И грубое продолжение в ответ:(17)«Глядеть надо, когда набираешь!» (18)Пустяк, конечно, но настроение испортить вполне может.
(19)Раны от слова вызываются не только грубостью, а часто необдуманным обращением со словом. (20)Однажды в жизни я сам пострадал сходным образом.
(21)В детстве я был полным и таким остался. (22)Взрослым переношу это легко, а когда был школьником, меня дразнили, я страдал ужасно. (23)Понадобилось немало выдержки и умения постоять за себя, чтобы дразнить перестали. (24)И вот нас, группу школьников, пригласил в редакцию большой газеты известный писатель. (25)Поили чаем и угощали пирожными. (26)Писатель беседовал с нами о школе. (27)Готовился написать очерк. (28)Отвечал на его вопросы и я. (29)Очерк появился. (30)Я развернул газету и похолодел: он, указав имя, фамилию и школу, назвал меня в очерке «языкатым толстяком Серёжей»! (31)Много ли радости в том, что он похвалил мои ответы? (32)На всю страну прославил меня — языкатым толстяком! (33)Сказано было метко, сколько я ни отбивался, ничего не помогало, надолго прилипло ко мне это новое прозвище. (34)Ответ был один: (35)«В газете так напечатали! (36)Значит, так оно и есть».
(37)Прошло много лет. (38)Мы встретились с этим писателем в доме отдыха. (39)Разговорились, и я спросил его:
(40)– А вы знаете, какое горе вы мне когда-то причинили?
(41)Он страшно удивился.
(42)Я рассказал ему эту историю. (43)Он сказал:
(44)– Забыл. (45)Извините меня!
(46)Взрослый, я его извинил, мальчишкой же ненавидел. (47)Дети особенно чувствительны к слову, особенно ранимы. (48)Родители, педагоги, журналисты, пишущие о детях, врачи, не забывайте об этом.
(49)Осторожно со словом! (50)Оно может тяжко ранить!
(51)А ведь есть простые способы избежать этого, даже если мы вынуждены говорить людям неприятное.
(52)Есть люди, которым чувство такта, в том числе такта в выборе слов, даётся от природы или вырабатывается воспитанием. (53)Есть такие, которым оно от природы не дано и в них не воспитано, но по роду работы необходимо. (54)Словесному такту следует учить всех, кто связан с другими людьми. (55)И за пренебрежение им — наказывать.
(56)«Не видишь, что ли!»; «Сколько раз повторять!»; «Русского языка не понимаешь!»; «Чего стали» или «Чего сели»; «А вам (а тебе) чего надо!»; «Больно умные все стали!»; «Больно учёные стали!»; «Ну-ну, нечего»; «Ишь, какой нежный»; «И так хорошо будет»; «Двадцать раз вам повторять!» (57)А ведь можно сказать: (58)«Доброе утро!»; «Добрый день!»; «Добрый вечер!»; «Пожалуйста, входите»; «Пожалуйста, садитесь»; «Будьте любезны, передайте, пожалуйста»; «Я пройду после вас»; «Спасибо большое»; «Благодарю вас»; «Всего доброго!»; «Скажите, пожалуйста…»
(59)Тысячелетиями человечество вырабатывало способы выражения благожелательства, благодарности, извинения, сочувствия, внимания. (60)Они вошли в народные традиции, обрели глубокий этический и социальный смысл.
(61)Бывает, что внешняя вежливость маскирует внутреннее равнодушие или даже недоброжелательство. (62)Но это — исключение, и оно не даёт оснований проклинать вежливость.
(63)В житейском обиходе, в некоторых книгах, иногда на сцене и на экране утверждается представление, что вежливость, воспитанность, сдержанность, обходительность — прикрытие отрицательных качеств личности. (64)Напротив, грубость, беспардонность, нахрапистость — это-де выражение личности сильной, незаурядной, искренней, проявление таланта, который имеет право на такое выражение своей самобытности.
(65)Бывает и так, что о грубости говорят, как о защитной броне нежной, ранимой души. (66)На самом деле, как мы знаем по личному опыту общения с грубиянами, за грубостью и хамством, как правило, ничего не скрывается, кроме грубости и хамства!
(67)Воспитание не сводится только к привитию вежливости, сдержанности, приветливости, обходительности. (68)Но без них не обойтись. (69)Эти качества элементарны, но прекрасны. (70)Опасаться их избытка не приходится. (71)Нет сомнения, человек должен уметь постоять за себя. (72)Но никто и никогда не докажет, что верный способ постоять за себя — ответить на грубость грубостью, на зло — злом, на подлость — подлостью.
(73)Крик и брань — не свидетельство силы и не доказательство. (74)Сила — в спокойном достоинстве. (75)Заставить себя уважать, не позволить, чтобы вам грубили, нелегко. (76)Но опускаться до уровня хама бессмысленно. (77)Это значит отказываться от самого себя. (78)От собственной личности. (79)Вежливость, как правило, синоним внутренней силы и подлинного достоинства. (80) Спрашивать: «Зачем вежливость?» так же бессмысленно, как задавать вопросы: «Зачем культура?», «Зачем красота?»
(По С. Львову)
В тексте С.Л.Львова раскрывается важная проблема вежливости, проявляющейся в речи.
Повествование в отрывке ведется от имени рассказчика. Будучи уже взрослым, состоявшимся человеком, он вспоминает эпизод своего детства, когда пострадал от необдуманного обращения со словом, сказанным в его адрес. Рана, нанесенная ребенку неосторожно произнесенной фразой, была тем более глубока, что ее напечатали в газете! "Надолго прилипло ко мне это прозвище,"-пишет автор.
С.Львов говорит, что слово может тяжко ранить, с ним нужно обходиться осторожно, и есть простые способы избежать грубых, обидных, "злых" выражений в своей речи, даже если мы вынуждены говорить людям неприятное. Он считает, что словесному такту следует учить всех, "кто связан с другими людьми."
Не могу не согласиться с автором. Действительно, слова способны надолго остаться в сознании человека, особенно если задели его своей грубостью, высмеяли какие-то личностные качества или вовсе унизили своей бестактностью и хамством. Нужно научиться контролировать свою речь, подбирать подходящие фразы и оставаться вежливым даже в самых сложных и неприятных ситуациях.
В романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" читатель может проследить "словесные дуэли" Е.В.Базарова и П.П.Кирсанова. Их мировоззрение во многом отличалось друг от друга, они по-разному смотрели на мир, в результате чего, конечно, сп