Много лет назад, ещё до образования Общества охраны памятников культуры и истории, я встретился молодыми людьми, которые как я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры.Вместе мы перечисляли, что мы теряем и теряем и что можем ещё потерять, вместе были обеспокоены делились своей тревогой о будущем. Я стал говорить, о том что, мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: Ижора ведь исчезает бесследно. И вдруг мои молодые люди насупились: "Нет, мы будем заботиться только о русских памятниках".- "Почему?" - "Мы русские". - "Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судью судьбой России?".
Мои мальчики быстро согласились со мной. "Вы помните, - говорил я.- Делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. Принято делать подарки. В благотворительности, в добром отношении к людям есть сознание силы, уверенность в себе, настоящая мощь". Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч.
Я говорил, между прочим, и о том, как много ценного для мировой культуру дают народы Поволжья, живущие по великой русской реке Волге. А разве Волга не река других народов- татар, мордвы, марийцев, и прочих? Далеко ли от неё до народа коми или башкир? Сколько мы, русские, получили культурный ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура-это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублём, а он всё у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше.
Какие крупные русские учёные изучали языки средней Азии, Сибири и Кавказа! Сколько у нас было выдающихся востоковедов и как выросла сама русская филология благодаря изучению культур народов Востока, какой авторитет завоевала во всём мире!
А искусствоведение, историческая наука, фольклористика, литературоведение, да и в многое другое! Русская наука не проиграла оттого, что русские учёные принимали участие организации национальных научных центров и национальных учебных заведений. Она обогатилась и продолжает обогащаться изучением идей, возвращающихся к нам в Россию из Еревана, Баку, Тбилиси, Ташкента, Минска,Петрозаводска,Вильнюса, Риги...
Вряд ли в этом беспорядочном перечислении научных центров я упомянул всех и вся. Дело не в полноте перечисление, а в полноте осознания той роли, которую играет национальный обмен научным опытом между народами.
Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других и самому обогащаться духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает её.
(По Д.Лихачёву)
Что такое истинный патриотизм? Эту проблему поднимает в своем тексте Дмитрий Сергеевич Лихачев, известный русский филолог, искусствовед, ученый.
Д.С.Лихачев рассказывает нам о разговоре с молодыми людьми, которые так же, как и он, "были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры". Но, как позже выяснилось, они не считали нужным заботиться о памятниках, не относящихся к исконно русской культуре. И спрашивал их тогда Лихачев, не есть ли долг России "помогать тем народам, которые волею истории связали свою судью судьбой России".
Да, Дмитрий Сергеевич Лихачев уверен, что эта помощь по-настоящему является нашим долгом, ведь истинный патриотизм в том, "чтобы обогащать других и самому обогащаться духовно". А позицию молодых людей до разговора с ним автор характеризует не как патриотизм, а как национализм. Д.С. Лихачев пишет, что подобный ложный патриотизм, "отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает её".
Я согласна с мнением автора. Любовь к своем