-->
Вы отправили работу на проверку эксперту. Укажите номер телефона на него придет СМС
Русский язык
21 из 21
Автор : Аноним
11:53, 5 января 2024

(1)Полжизни Виктор Дмитриевич Дувакин проработал на филологическом факультете Московского университета. (2)Нам, его последним дипломникам, он казался в нашу студенческую пору старым-престарым. (3)Ещё бы: он был на похоронах Есенина, дважды видел Маяковского...

(4)Массивный, медлительный, по-профессорски рассеянный, Виктор Дмитриевич никак не мог избежать внимания записных остроумцев. (5)Их удачи он принимал без видимого огорчения  — снисходительно и добродушно, а то и с откровенным удовольствием. (6)«Уж полночь близится  — Дувакина всё нет!..»  — пели, изображая отчаяние, заждавшиеся студенты в университетском капустнике.

(7)«Виктор Ду-, Виктор Дувакин, где я вас найду?»  — импровизировали в самодеятельной бригаде, объединившей энтузиастов поэзии Маяковского.

(8)Но из обширного фольклора о себе Виктор Дмитриевич больше всего любил присловье, сочинённое ещё в недрах предвоенного Литмузея: «Дувакин вспомнил то, что он забыл, и тут же забыл то, что вспомнил».

(9)Первое время его собеседования со мной начинались одним и тем же загадочным вопросом:

— Вы, кажется, родом из Козлова?

— (10)Нет,  — отвечаю для краткости,  — я из-под Винницы.

(11)Всем было видно, что каждый раз это было ему как подарок. (12)Его лицо тотчас озарялось счастливой улыбкой, и он с видом заговорщика смаковал пикантную фразу из арсенала Маяковского: «Как плюются в Виннице». (13)Память  — это страсть, и Дувакин мог забыть что угодно, только не строку своего поэта.

(14)При случае Виктор Дмитриевич готов был прорычать что-нибудь из Державина, выхватить клок у Алексея Константиновича Толстого, спародировать Игоря Северянина, погудеть Пастернаком... (15)Но Маяковского читал постоянно, с аппетитом  — как в яблоко вгрызался. (16)Его Дувакин любил безоговорочно и потому помнил вдоль и поперёк. (17)И только потому, что любил и помнил, им занимался  — разбирал строчку за строчкой, отыскивал источники и реалии, толковал, комментировал...

(18)На пятом курсе я принёс Виктору Дмитриевичу полтора десятка неизвестных статей Маяковского, подписанных разными псевдонимами. (19)На полках уже стояли три полных собрания сочинений поэта, и поздняя студенческая находка выглядела слишком неправдоподобно. (20)Виктор Дмитриевич вызвал Варвару Аветовну Арутчеву, долгие годы работавшую с рукописями Маяковского, и они вдвоём, проверяя на прочность, стали терзать меня так, как потом уже не терзал никто. (21)Когда я позже рассказывал об этом Рудольфу Дуганову, он хмыкнул: «Ну как же! (22)Дувакин знает всего Маяковского наизусть. (23)И если соглашается на новые тексты, то для порядка должен будет их выучить». (24)А тут не стихи, а проза, и не строчками, а погонными метрами. (25)Через два года нашу общую публикацию Рудик надписал: «Бесконечному Виктору Дмитриевичу...»

(26)«Бесконечность» Виктора Дмитриевича стала очевидной для многих в феврале 1966 года, когда судили Андрея Синявского, его бывшего студента из семинара по Маяковскому. (27)Дувакина вызвали в суд свидетелем. (28)И он сказал там то, что сказал бы у себя дома, на кафедре или в студенческой аудитории. (29)Он помнил Андрюшу с первых занятий, когда тот выглядел ещё классическим гадким утенком. (30)Но время шло, и гадкий утёнок на глазах превратился в прекрасного белого лебедя... (31)Судья вынужден был остановить свидетеля. (32)Для этого мрачного места больше подходили другие слова, которыми, кстати, вовсю осыпали Синявского и Даниэля в газетах: подонки, оборотни, пасквилянты, нравственные уроды, наследники Смердякова... (33)Если бы Дувакин ими воспользовался, если бы подтолкнул своего воспитанника за решётку, он выполнил бы долг советского преподавателя и коллеги по филфаку гордились бы им. (34)А так на учёном совете они скопом осудили его и потребовали уволить за несоответствие занимаемой должности. (35)Всё это заседание мы протомились за дверью. (36)Когда вышел Виктор Дмитриевич, Зина Новлянская упрямо замотала головой: «Для нас вы соответствуете».

(37)...На окончание университета Виктор Дмитриевич всем нам подарил по книге Маяковского со своими комментариями, а на титуле каждому указал его страницу и строчки. (38)Вале Мартыновой досталось: «Послушайте! (39)Ведь, если звёзды зажигают  — значит  — это кому-нибудь нужно?» (40)Марине: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». (41)А мне: «Ищите свой корень и свой глагол, во тьму филологии влазьте. (42)Смотрите на жизнь без очков и шор».

(43)И я стараюсь. (44)Правда, когда снимаю очки, почти ничего не вижу.

(По В. В. Радзишевскому*)

* Владимир Владимирович Радзишевский (род. в 1942 г.)  — литературовед, литературный критик, журналист.

Показать текст целиком

   Каким должен быть настоящий учитель? Именно такую проблему поднимает в статье «Бесконечный Виктор Дмитриевич» литературовед В.В.Радзишевский.

   Понять суть вопроса, поставленного автором, помогают примеры из текста. В центре внимания  В.В.Радзишевского наполненные чувством искренней благодарности воспоминания о своем университетском преподавателе В. Д. Дувакине, массивном, медлительном, по-профессорски рассеянном, добродушном и снисходительном. Автор с восхищением повествует о профессионализме педагога, который мог «прорычать что-нибудь из Державина, выхватить клок у Алексея Константиновича Толстого, спародировать Игоря Северянина, погудеть Пастернаком», а Маяковского читал «с аппетитом – как в яблоко вгрызался». В.В.Радзишевский подчеркивает, что Дувакин помнил Маяковского «вдоль и поперек» и передавал свою любовь к поэту ученикам, разбирая и комментируя строчку за строчкой.

   Анализируя данный эпизод, читатель понимает, что преподаватель в совершенстве владел предметом, восхищался поэтическим словом и «заражал» любовью к литературе своих студентов.

   Не менее интересным кажется повествование В,В.Радзишевского о поведении Дувакина на судебном процессе над бывшим студентом Синявским, куда профессор был вызван в качестве свидетеля. Автор отмечает, что в суде Дувакин повел себя так, как «дома, на кафедре или в студенческой аудитории», - честно и принципиально. Нет сомнений: от него ждали подтверждения, что обвиняемые были «подонками, оборотнями, пасквилянтами, нравственными уродами», а услышали, как гадкий утенок Синявский превратился в прекрасного белого лебедя. Автор обращает внимание на смелый поступок Дувакина, стоивший ему должности в у

Критерии
  • 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
  • 1 из 1К4Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
  • 2 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 1 из 1К6Богатство речи
  • 3 из 3К7Соблюдение орфографических норм
  • 3 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
  • 2 из 2К9Соблюдение языковых норм
  • 2 из 2К10Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1К11Соблюдение этических норм
  • 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 21 из 21
Комментарий эксперта
Антонина Дмитриевна Степанова
Со­чи­не­ние от­ве­ча­ет всем тре­бо­ва­ни­ям, предъ­яв­ля­е­мым к ЕГЭ: про­бле­ма сфор­му­ли­ро­ва­на, её ком­мен­та­рий не вы­зы­ва­ет со­мне­ний - при­во­дят­ся до­ка­за­тель­ные при­ме­ры из тек­ста, смыс­ло­вая связь меж­ду ни­ми сфор­му­ли­ро­ва­на и про­ана­ли­зи­ро­ва­на. Ав­тор­ская по­зи­ция обо­зна­че­на, вы­ра­же­но соб­ствен­ное мне­ние по про­бле­ме, при­ве­дён при­мер из жиз­нен­но­го опы­та, сде­лан вы­вод. Со­чи­не­ние глу­бо­ко осмыс­лен­ное, гра­мот­но на­пи­сан­ное, ло­ги­че­ски вер­но по­стро­ен­ное, мо­ло­дец! Ум­ни­ца) Успе­хов!
Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов

55 сочинений по литературе от эксперта

Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

2 408 793
Уже готовятся к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.
Присоединяйся!
Мы ничего не публикуем от вашего имени
или
Ответьте на пару вопросов
Вы...
Ученик Учитель Родитель
Уже зарегистрированы?