Зюся — сын деревенского музыканта Шломы Блюмкина.Шлома бродил по деревням, зажигал на многолюдных родственных застольях, свадьбах и бар-мицвах, и земляческих торжествах, развлекая столяров, кузнецов, лодочников и горшечников. Он был худ и бледен, и близорук.Но из-под засаленной тульи глядели на тебя сияющие глаза — то серые, в синеву, а иногда какой-то немыслимой голубизны и прозрачности, точно смотришь с обрыва в чистейшую хлябь морскую, и видно, как там проплывают рыбки.
Все ждали,когда Шлома Блюмкин начнет прелюдию.Мягкой рукой он принимался водить смычком по старенькой скрипке,нащупывая мелодию,пробуя на вкус,на цвет,буквально осязая ее изгибы и повороты,неторопливо разукрашивая трелями и причудливыми росчерками.В игре его всегда присутствовала какая-то безумная искра,особенно когда Шлома окончательно съезжал с катушек,.обратившись в сгусток бешеной энергии.И этот яркий огонь и зорный свет охватывали тебя и разжигали огонь невыносимого накала.
Но Шлома не был бы Шломой,если б неистовые динамические фиоритуры под его смычком не оборачивались томительными и чарующими мелодиями.В них слышался горький плач над загубленной жизнью,мольба о милосердии,что-то бесконечно жалобное и щемящее,когда все лишнее,пустое мелкое уносится прочь,и остается неуловимая звенящая беззаботность,которая наполняет тебя от макушки до пяток.
Зюся повсюду таскался за Шломой,шагал по ухабистым дорогам,грязь месил,пропадал под лучами палящего солнца,-чтобы в конце концов увидеть,как Шлома достает из футляра свою волшебную скрипку.
Однажды Зюся не выдержал и поздней ночью,когда все затихли,решил посмотреть,что у нее там внутри,откуда льются эти божественные звуки.
Зюся на цыпочках подкрался к футляру.Щелкнув замочком,он поднял крышку-на бархатной подушке лежала загадочная и грустная царица Зюсиной души,та,за которой он готов был шагать в осенние потемки снежную пургу и весеннюю распутицу.
около скрипки дремал черноголовый смычок
Зюся почувствовал себя Алладином,завладевшим волшебной лампой.Откуда же берутся эти таинственные мелодии думал он,вытаскивая из футляра сокровище Шломы.Что она прячет под своей деревянной кожей?
Зюся начал раскручивать колки-струны жалобно пискнули и ослабли.Он расстелил чистое белое полотенце,каждую струну отдельно завернул в бумагу и выложил по порядку.С грифом пришлось повозиться ,но он справился.
Теперь у него в руках лежало само тельце скрипки.Легкое,как перышко,-тут и ребенку ясно:соль невесомая коробочка могла быть только пустой.Но Зюся еще надеялся - вдруг это устройство,откуда льются звуки сделано из какого-то неведомого ему,воздушного материала.острием ножа он отсоединил деку от боковой скрипичной дощечки.Внутри было пусто.
Живой чистоте скрипка Шломы обязана была пением,чистым,как серебро,мягким и теплым тембром,силой и блеском.
(По М.Л.Москвиной)
Можно ли повторить исполнение музыкального произведения? Именно эта проблема привлекла внимание автора М.Л.Москвиной.
В тексте повествуется о выдающемся музыканте Шломе Блюмкине,чья игра на "старенькой скрипке" превращалась в потрясающее зрелище:"динамические фиоритуры под его смычком" покоряли людей тем,что "оборачивались томительными и чарующими мелодиями"."В них слышался горький плач о загубленной жизни,мольба о милосердии,что-то бесконечно жалобное и щемящее,когда все лишнее,пустое,мелкое уносится прочь,и остается неуловимая звенящая беззаботность,которая наполняет тебя от макушки до пяток".Автор показывает,что музыка Шломы Блюмкина была живой и мелодичной благодаря тому,что он вкладывал в нее с свои чувства,тем самым вызывал эмпатию у слушателей.
Многим людям оставалось лишь гадать,как обычная скрипка может создавать такие задушевные мелодии.Один из слушателей,сын Шломы,решил понять,"откуда берутся все эти звуки".Для этого он решил разобрать скрипку.Однако "внутри было пусто",Зюся так и не нашел ответа на свой вопрос.Автор на примере Зюси показывает,что не каждый ценитель хорошей музыки способен осознать ее настоящую природу,глубину ее создания.
Оба при