Главная претензия к пьесе «Горе от ума», высказываемая в разное время - независимо друг от друга - Пушкиным и Белинским, заключается в психологической несообразности конфликта. "Все, что говорит он, - очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобное", - пишет Пушкин, сам всю жизнь глубоко страдавший от непонимания людей, цену которым он знал отлично.
Белинский по молодости лет идет дальше - его смущает самая пружина действия: в Софью влюблен, надо же! Какой после этого ум?! "И что он нашел в Софье? Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом - Молчалина. Грибоедов попал в нерв: черта умного человека - изначально и неизбежно присущая уму, - увы, именно в этом. Высказываться перед теми, кто не может тебя понять; домогаться уважения тех, кого сам ты не можешь уважать ни при какой погоде; любить ту, которая способна полюбить кого угодно, кроме тебя, и, в сущности, мизинца твоего не стоит. Может ли быть иначе? Вряд ли. Потому что другое положение дел свидетельствовало бы уже о высокомерии, а оно весьма редко уживается с настоящим-то умом. Снобизм - иное дело, но редкий сноб умен в истинном смысле слова. Чаще он демонстрирует репетиловские черты - нахватался фраз, да и позиционирует себя, не особо слыша, что ему отвечают.
Горе ума - в том, что он не может априори признавать людей идиотами. В нем нет холодного презрения к тем, что много ниже, и температура его мира - не околоноля, а много выше. Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания, в монологах перед Фамусовыми и Скалозубами, в искреннем неумении и нежелании вести себя так, чтобы "блаженствовать на свете". Горе ума - в любви к Софье, потому что здраво оценивать возлюбленную - прерогатива буфетчика Петруши. Но ничего не поделаешь: все эти бессмыслицы - непременная черта умного человека, этой немногочисленной, но, к счастью, неистребимой породы.
Горе ума - в том, что он не может априори признавать людей идиотами. В нем нет холодного презрения к тем, что много ниже, и температура его мира - не околоноля, а много выше. Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания, в монологах перед Фамусовыми и Скалозубами, в искреннем неумении и нежелании вести себя так, чтобы "блаженствовать на свете". Горе ума - в любви к Софье, потому что здраво оценивать возлюбленную - прерогатива буфетчика Петруши. Но ничего не поделаешь: все эти бессмыслицы - непременная черта умного человека, этой немногочисленной, но, к счастью, неистребимой породы.
Д.Л Быков
Можно ли считать умным человека,лишенного высоких духовных качеств?Или важны лишь холодный расчет,"способности к пониманию и здравому анализу"?Над этой проблемой размышляет автор предложенного для анализа текста
Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу,Д.Л.Быков обращается к пьесе А.Грибоедова "Горе от ума".Цитируя критическую статью В.Белинского о комедии и высказывание о ней А.Пушкина,автор текста акцентирует внимание на том,что умный человек должен был бы понять,в кого он влюблен.
Ведь Софья любит "ограниченного человека,без души".Да и кому Чацкий говорит умные слова?Репетилову?Неужели умный человек не может понять с кем имеет дело?
Однако Д.Быков отмечает,что А.Грибоедов "попал в нерв",и "черта умного человека"-"высказываться перед теми,кто не может тебя понять".Иное положение дел-свидетельство высокомерия.
Позиция автора состоит в том,что умный человек не может быть лишен высоких духовных страстей и поисков.Всякий большой ум испытывает потребность в любви.Она не дается "холодным" существам,которых невозможно назвать умными."И это-один из важнейших законов,на которых держится мир",-пишет Д.Быков.
Я разделяю точку зрения автора данного текста и тоже считаю,что умный человек совмещает в себе интеллект с высокими духовно-нравственными качествами,умением любить глубоко,страстно.
В подтверждение своей точки зрения приведу литературный аргумент.
Обратимся к роману Л.Н.Толстого "Война и мир".Умная,образованная Наташа Ростова увлеклась Анатолем.Героиня сталкивается с