(1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:
— (2)Меня очень волнуют семейные дела.
(3)Он глубоко вздохнул.
—(4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.
—(7)Понимаю, — сказал я.
—(8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.
(13)0н замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.
— (14)Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.
(16)Он помолчал.
— (17)Моя мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку — она в первом классе училась — и поехала.(19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.
(24)Он опять замолчал.
— (25)Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (ЗО)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь...
(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (ЗЗ)Словно какой-то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.
(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает — мало ли...
(По А. Геласимову*)
*Андрей Валерьевич Геласимов (род. в 1966 г.) — филолог, прозаик, публицист, автор многих повестей и рассказов, стихотворений в прозе.
Можно ли вообще исправить ошибки прошлого и избежать их последствий? Над этими вопросами предлагает задуматься российский писатель А. В. Геласимов.
В начале фрагмента автор представляет нам мучающегося совестью героя, рассуждающего о семейных делах. Он заключает следующее: «Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал». Писатель акцентирует внимание на этой мысли, заставляя героя несколько раз повторить её. Автор рассматривает проблему невозможности исправления жизненных ошибок на примере из прошлого этого самого героя. Так, безымянный «шеф», вспоминая студенческие годы, жалеет о том, как поступил однажды с матерью. Писатель отводит довольно большой фрагмент описанию отчуждённости героя от родственников. При этом Геласимов уделяет особое место осознанию сыном своей не правоты: на наших глазах он понимает, что расстроил мать, что обидел её. Он бросается к ней в вагон, но женщина, разочарованная нерадушным приёмом, плачет.
Таким образом, А. В. Геласимов приходит к выводу о том, что свершённого не воротишь, а последствий поступка не избежишь, будь то огорчение матери или же муки совести даже спустя много лет.
Я полностью разделяю мнение писателя, ведь каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал похожий поступок. Исправить его невозможно, и потому приходится всю жизнь мириться с последствиями.
Данная проблема, на мой взгляд, тесно связана с темой семейной. Потому, рассмотрим в первую очередь роман М. Шолохова «Тихий Дон». В центре сюжета – некогда крепкая семья Мелеховых, разрушающаяся в урагане войны. Центральной любовной линией является линия Григория и Аксиньи, но несмотря на это, линия Натальи и Григория во всё время романа не уходит на задний план. Преданность и голубиная нежность по отношению к мужу со стороны Натальи и холодное равнодушие к жене со стороны Григория, так можно вкратце описать их брак. Несмотря на медленно, но верно развивающуюся симпатию к жене, Мелехов не сил