(1)Некоторые, к моему изумлению, вспоминают свои школьные годы с неприязнью. (2)А я люблю свою школу, приятелей детства. (З)Были у меня и любимые учителя. (4)Вообще, я более всего почитаю две профессии: учителя и врача. (5)Эти призвания в чём-то схожи: один и другой заботятся о человеческом здоровье — только первый о здоровье нравственном, а второй — о физическом... (6)Помню, всегда я ждал встреч с уроками литературы. (7)Мария Фёдоровна Смирнова не «проходила литературу» (ибо «проходить» можно лишь мимо чего-нибудь), а приобщала нас к великим творениям. (8)То были не только уроки литературы, а и уроки гуманизма.
(9)Мария Фёдоровна говорила, к примеру:
(10)— Ванька Жуков написал письмо «на деревню дедушке». (11)Но, допустим, оно всё же дошло... (12)Что бы дедушка ответил Ваньке?
(13)И мы все, ученики 4-го класса «Г», отвечали Ваньке от имени дедушки и звали его обратно в деревню и обещали, что всё будет хорошо. (14)Да, это были воистину уроки доброты...
(15)Мария Фёдоровна первой знакомилась с моими незрелыми литературными опусами — и давала строгие, бесценные советы.
(16)А потом все мы расстаёмся со своими учителями... (17)В жизненной круговерти, увы, не так уж часто вспоминаем о них и уж совсем редко с ними видимся. (18)Бывает, конечно, и по-иному. (19)Но, что греха таить, случается это как исключение... (20)Прости нас, Господь!(21)Мария Фёдоровна сама прислала мне письмо. (22)Сообщила, что внимательно «следит» за мной, не пропускает ни одной моей повести, ни одного моего спектакля. (23)Обозначила в конце номер своего телефона, свой адрес. (24)Я немедленно отозвался... (25)И договорились мы непременно встретиться. (26)«Только не надо надолго откладывать», — словно извиняясь, проговорила она. (27)Следовало отправиться к ней в тот же вечер... (28)Но были съёмки очередной моей телепередачи «Лица друзей». (29)Сейчас я думаю: почему так часто повседневная суета, и в том числе «Лица друзей», как бы отстраняли от меня лица моих личных друзей, не позволяли порой к ним прорваться? (З0)Хотя друзьями своими я всегда искренне и безмерно дорожил... (31)После передачи нагрянули репетиции спектаклей в других городах, на которых я обязан был присутствовать. (32)А ещё позже... (ЗЗ)Не хочется перечислять.
(34)Наконец — как только выдался просвет! — я позвонил, чтобы встретиться со своей самой любимой учительницей. (35)И мне ответили... что её уже нет. (З6)Она же предупреждала: (37)«Только не надо надолго откладывать». (38)Наверно, была больна. (39)Но не настаивала... из-за неизменной своей деликатности. (40)Куда же девалась моя деликатность? (41)Почему мы порою откладываем именно то, что касается самых близких, самых любимых? (42)А потом рвём на себе волосы... (43)Всю жизнь я, честное слово, старался откликаться на просьбы, помогать, «протягивать руку». (44)Но всё же случалось: туда, куда необходимо было устремиться немедленно, в первую очередь, не устремлялся. (45)Суета, суета...
(46)«С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата», — говорит один из моих персонажей. (47)Он прав.
(48)Запоздалые покаяния. (49)Примите их все, перед кем виноват! (50)К кому опоздал... (51)Примите и простите, если можете.
(А. Алексин*)
* Анатолий Георгиевич Алексин (род. в 1924 г.) — русский писатель (прозаик, драматург, сценарист). Лауреат Международных премий, Государственных премий СССР и России. Удостоен награды «За большой вклад в развитие литературы», награждён Золотой медалью имени Януша Корчака, а также Большой Золотой медалью Международной Ассоциации «Знание». Широко известен как детский писатель.
Его произведения переведены на 48 языков мира. Повести: «Мой брат играет на кларнете», «Поздний ребёнок», «Сигнальщики и горнисты» и др.
В своем произведении автор поднимает важную проблему: значение учителя в жизни человека.
В тексте мы знакомимся с воспоминаниями автора о школьной учительнице - Марии Федоровне Смирновой. Она старалась не просто преподавать, но и заинтересовать учеников своим предметом: "Мария Федоровна Смирнова не "проходила литературу"«...», а приобщала нас к великим творениям". Для А.Г. Алексина же Мария Федоровна стала первым критиком и, несомненно, напутствия преподавателя оказали значительное влияние на становление личности и развитие таланта автора: "Мария Фёдоровна первой знакомилась с моими незрелыми литературными опусами — и давала строгие, бесценные советы".
Авторская позиция ясна и выражена четко: учителя - одни из главных людей в нашей жизни, которые прививают нам нравственные ценности, любовь и интерес к своему предмету, помогают найти свой жизненный путь и являются духовными наставниками.
Я полностью согласен с автором и разделяю его позицию. Действительно, учителя в жизни любого человека играют важную роль. Они отдают нам частичку себя, своей доброты, передают нам свой жизненный опыт ради того, чтобы мы выросли настоящими людьми.
Вспомним рассказ Распутина "Уроки французского". Лидия Михайловна
При формулировке проблемы пользуйтесь также вопросами, например, ... какую роль в жизни людей играет учитель?... какую память он оставляет в сердцах учеников? И далее - проблема. Таким образом, по структуре у Вас получится полный текст, в котором присутствует небольшое вступление благодаря поставленным вопросам, и логика текста будет сохранена - ведь для сочинения обязательна первая структурная часть (вступительная), далее идёт вторая (основная) и, наконец, третья (заключительная) - вывод.
Первый аргумент из "Уроков французского" не совсем доказателен, прочитайте, пожалуйста, произведение ещё раз. Однако мы не снизили балл (К-4), так как, в общем-то, приведённый Вами пример соответствует смыслу проблемы. Желаем Вам успехов!