“Наука – это попытка привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соотв. с некоторой единой системой мышления” (А. Эйнштейн)
В своем высказывании А. Эйнштейн поднимает проблему сущности науки. Автор утверждает, что наука в своей основе – это структурирование и систематизирование неупорядоченных результатов чувственного познания.
Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Наука – это один из видов духовной деятельности человека, направленный на производство знаний о человеке, природе и самом познании, целью которой является достижение истины и открытие объективных законов. В основе науки лежит научное познание: от других типов познания его отличает объективность, доказательность и системность. В научном познании можно выделить два уровня: эмпирический (уровень, при котором исследование объекта происходит при помощи непосредственного контакта субъекта с объектом исследования с помощью органов чувств или специальных приборов) и теоретический (уровень, направленный на выявление существенных, скрытых связей и отношений предметов, фундаментальных закономерностей). При этом существование одного уровня невозможно без другого: лишь основываясь на результатах эмпирического уровня, результатах произведенных наблюдений и экспериментов, проверяя и систематизируя эти знания, люди могут строить гипотезы, выделять законы и в итоге приходить к истинному знанию. Поэтому, действительно, можно сказать, что наука – это попытка человечества привести полученные эмпирическим путем знания к единой структуре.
В качестве первого примера, доказывающего этого утверждение, хотелось бы привести открытие Чарльзом Дарвином теории эволюции в 19 веке. Ученый, наблюдая за раз