Какие свойства личности Костылёва проявляются в его общении с ночлежниками?
Костылёв (осторожно подвигаясь к двери в комнату Пепла). Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать... сам сидишь... н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек...Клещ. Ты петлю на меня накинь да задави... Издохнешь скоро, а всё о полтинниках думаешь .Костылёв. Зачем тебя давить? Кому от этого польза? Господь с тобой, живи, знай, в свое удовольствие... А я на тебя полтинку накину, - маслица в лампаду куплю... и будет перед святой иконой жертва моя гореть... И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь... ну вот.. Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя за-чахла от твоего злодейства... никто тебя не любит, не уважает... работа твоя скрипучая, беспокойная для всех...Клещ (кричит). Ты что меня... травить пришел? Сатин громко рычит Костылёв (вздрогнув). Эк ты, батюшка. Актёр (входит). Усадил бабу в сенях, закутал... Костылёв. Экой ты добрый, брат! Хорошо это... это зачтётся все тебе... Актёр. Когда? Костылёв. На том свете, братик... там всё, всякое деяние наше усчитывают... Актёр. А ты бы вот здесь наградил меня за доброту... Костылёв. Это как же я могу? Актер. Скости половину долга... Костылёв. Хе-хе! Ты всё шутишь, милачок, всё играешь... Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана... Актёр. Шельма ты, старец... (Уходит в кухню.) Клещ встает и уходит в сени. Костылёв (Сатину). Скрипун-то? Убежал, хе-хе! Не любит он меня... Сатин. Кто тебя — кроме чёрта — любит...Костылёв (посмеиваясь). Экой ты ругатель! А я вас всех люблю... я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая...В диалогах Костылёва с обитателями ночлежки проявляются основные свойства его личности. Он упрекает Клеща в том, что тот якобы занимает много места и думает «накинуть» на него лишний «полтинничек» , что говорит о жадности героя, его желании обогатиться за счёт других. Получив отпор, Костылёв начинает травить Клеща: «никто тебя не любит, не уважает», однако на деле Костылёв труслив и не способен ответить за свои слова, о чём свидетельствует авторская ремарка «вздрогнув». Помимо этого, Костылёв и ханжа. Рассуждая о пользе человеческой доброты, которая учитывается на небесах , он сам не желает сделать доброе дело и «скости половину долга» Актёру, оправдываясь тем, что « доброту сердца» равнять с деньгами нельзя. Реплика Сатина «Кто тебя- кроме чёрта – любит…» подтверждает, что Костылёв- человек эгоистичный, зацикленный на своей личной выгоде, что делает его одним из отрицательных героев пьесы.
В каких произведениях русской литературы отображены взаимоотношения «хозяев жизни» с их жертвами и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой М. Горького «На дне»?
Костылёв (осторожно подвигаясь к двери в комнату Пепла). Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать... сам сидишь... н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек...Клещ. Ты петлю на меня накинь да задави... Издохнешь скоро, а всё о полтинниках думаешь .Костылёв. Зачем тебя давить? Кому от этого польза? Господь с тобой, живи, знай, в свое удовольствие... А я на тебя полтинку накину, - маслица в лампаду куплю... и будет перед святой иконой жертва моя гореть... И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь... ну вот.. Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя за-чахла от твоего злодейства... никто тебя не любит, не уважает... работа твоя скрипучая, беспокойная для всех...Клещ (кричит). Ты что меня... травить пришел? Сатин громко рычит Костылёв (вздрогнув). Эк ты, батюшка. Актёр (входит). Усадил бабу в сенях, закутал... Костылёв. Экой ты добрый, брат! Хорошо это... это зачтётся все тебе... Актёр. Когда? Костылёв. На том свете, братик... там всё, всякое деяние наше усчитывают... Актёр. А ты бы вот здесь наградил меня за доброту... Костылёв. Это как же я могу? Актер. Скости половину долга... Костылёв. Хе-хе! Ты всё шутишь, милачок, всё играешь... Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана... Актёр. Шельма ты, старец... (Уходит в кухню.) Клещ встает и уходит в сени. Костылёв (Сатину). Скрипун-то? Убежал, хе-хе! Не любит он меня... Сатин. Кто тебя — кроме чёрта — любит...Костылёв (посмеиваясь). Экой ты ругатель! А я вас всех люблю... я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая...К теме межличностных взаимоотношений «хозяев жизни» и их «жертв» обращались многие русские писатели, в том числе А.Н. Островский и Д.И. Фонвизин.
В драме «Гроза» Островский рисует образ города Калинова, где царят «злые нравы». «Хозяйкой жизни» здесь предстаёт ханжа Кабаниха. Одной из жертв становится юная Катерина, которая выходит замуж за сына Кабанихи – Тихона. Став зависимой от свекрови, Катерина вынуждена сносить её постоянные упрёки и необоснованную злобу по отношению к себе.
Пользование своим положением, эгоистичность, жестокость и грубость «хозяев жизни» в обращении к своим «жертвам» - главные черты, сближающие Кабаниху и семью Костылёвых.
В комедии Фонвизина «Недоросль» также представлены взаимоотношения «хозяев» и «жертв». Однако здесь такие отношения узаконены государством. Помещица Простакова, превратно толкуя «Указ о вольности дворянства», обращается со своими крестьянами- Тришкой и Еремеевной- грубо и жестоко. Она называет их неприятными прозвищами: «скот», «воровская харя», «собачья дочь», может даже побить. Слуги оказываются её «жертвами» и вынуждены терпеть все её издевательства.
Несмотря на разную степень зависимости «жертв» от своих «хозяев», в пьесах Фонвизина и Горького много общего: вторые в обоих случаях предстают эгоистичными, грубыми людьми, заботящиеся только о своей личной судьбе.
О чем, по-вашему, размышляет автор стихотворения "Я знаю, никакой моей вины..."?
Я знаю, никакой моей виныВ приведённом стихотворении автор размышляет о своей сопричастности к судьбам солдат, которые «не пришли с войны». Стихотворение открывается логическим объяснением лирического героя о том, что ему, по сути, не в чем винить себя за смерть других людей. Это подчёркивается анафорой: «В том.…/ В том…». Однако рефреном проходящее словосочетание «речь не о том» помогает читателю прочувствовать глубину стихотворения. Безусловно, вины лирического героя в смерти тех, кто не вернулся с войны, нет, однако от этой мысли на душе его не становится светлее. Наоборот: размышления героя исполнены скорби и сожаления, что говорит о глубоком гуманизме героя. Передаче этой мысли способствует лексический повтор в конце стихотворения «все же, все же, все же».
Таким образом, лирический герой размышляет о своей невиновности в смерти солдат, однако внутренне чувствует свою ответственность за тех, кто не вернулся с войны.
В творчестве каких русских поэтов звучит военная тема и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением Твардовского "Я знаю, никакой моей вины..."?
Я знаю, никакой моей виныСобытия Великой Отечественной войны в России побуждали многих русских поэтов XX века обращаться к военной теме.
Особое распространение тема войны получила в лирике А.Т. Твардовского. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины» имеет сходные мотивы с его же стихотворением «В тот день, когда окончилась война». Особенно ярко здесь проявилось чувство вины “невиноватого”, которое является центральным в первом стихотворении. И лирический герой, и погибшие солдаты шли одной «дорогою войны» в «едином братстве воинском». Но первый смог выжить, в то время как другие пали в бою. Смерть собратьев тяжело даётся герою, поэтому и «особый этот миг» торжества полон печали.
Боль за судьбу товарищей, чувство ответственности за погибших - главные мотивы, сближающие лирических героев двух стихотворений Твардовского.
Особое внимание военное теме также уделял поэт В.С. Высоцкий. В своем стихотворении «Братские могилы» автор говорит о погибших солдатах, которые остались неизвестны. По его словам - «на братских могилах не ставят крестов», но это не умаляет чувства скорби, которое испытывает лирический герой. Оно выражено риторическим вопросом в конце: «Но разве от этого легче?».
Как и лирический герой Твардовского, герой Высоцкого исполнен чувства печали и скорби по отношению к умершим.
Почему главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в основе которого детективный сюжет, преступник, а не следователь?
В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевский вопреки канонам детективного жанра делает главной фигурой произведения личность преступника, отводя образу следователя всего несколько страниц в своём романе. Чем же объясняется такое решение автора?
В «Преступлении и наказании» Достоевского, прежде всего, интересует внутренний мир человека, преступившего моральный закон. «Психологический отчёт одного преступления», - так говорил о романе сам писатель, описывая авторский замысел произведения.
Таким «преступившим» становится Р.Р. Раскольников, убивший скверную старуху-процентщицу и по случайности её сестру, чтобы проверить свою принадлежность к великим людям, способным сделать «новый шаг» и сказать «новое слово». Однако противоречивая натура Раскольникова не может вынести всех «психологических» последствий, которые понесло за собой преступление: «Я себя убил, а не старушонку!». В связи с этим в герое разворачивается духовная борьба, конфликт между умом и сердцем, которые находят своё отражение во внутренних монологах и поступках героя. С одной стороны в герое развито чувство сострадания: он материально помогает Мармеладовым, хочет спасти пьяную девочку от плотного господина. С другой стороны он постоянно укоряет себя за своё «малодушие» и не желает признаваться в своём преступлении.
Изображение внутренней борьбы преступившего человека, в свою очередь, нужно было Достоевскому для того, что бы выразить главную идею романа - необходимость покаяния и искупления греха страданием.
К покаянию Раскольникова подводят следователь Порфирий Петрович и «блудница» Соня Мармеладова. Первый логически воздействует на героя. Он развенчивает несостоятельность теории преступника, иронически замечая: «убил, да за честного человека себя почитает», «бледным ангелом ходит». Соня воздействует на героя путём своей любви и христианской морали и призывает его «страдание принять и искупить себя им». В эпилоге она следует за ним в Сибирь и там происходит прозрение героя. Характерно, что нравственные муки героя с прозрением заканчиваются. Несмотря на тяжёлое своё положение, он счастлив любовью Сони и с надеждой смотрит в будущее.
Таким образом, выбор героя-преступника обусловлен стремлением автора выразить мысль о необходимости внутреннего покаяния и смирения, чтобы обрести гармонию с собой и с миром.