17.1. Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова отобразились политические настроения общества после Отечественной войны 1812 года в конфликте прогрессивного «века нынешнего» и косного «века минувшего». Честный и свободомыслящий Александр Андреевич Чацкий как единственный положительный герой на сцене призван обличить карьеризм и невежество «фамусовского общества». Через монологи, в которых Чацкий не только осуждает «отечества отцов», но и говорит о своих идеалах и стремлениях, раскрывается его образ.
Во-первых, в одном из явлений происходит встреча Фамусова и Чацкого, между ними завязывается диалог о службе. Павел Афанасьевич, выступая антиподом, осуждает героя за нежелание служить. В ответ Чацкий произносит монолог о «веке покорности и страха»: в эпоху Екатерины II «тот и славился, чья чаще гнулась шея», «тем, кто выше, лесть как кружево плели», однако в нынешнее время чинопочитателей «держит стыд в узде», поэтому «жалуют их скупо». Этот монолог раскрывает образ Чацкого как человека с чувством собственного достоинства («служить бы рад, прислуживаться тошно»); он осуждает «пылкое раболепство», позёрство, которым единомышленники Фамусова стремятся «достать чин», вместо того, чтобы служить на благо стране.
Во-вторых, в том же действии Фамусов представляет «метящему в генералы» Скалозубу Чацкого, жалея, что «малый с головой» в службе «пользы не находит». В монологе герой говорит об отсутствии образцовых «отечества отцов» – все «грабительством богаты»; также Александр Чацкий вспоминает о «Несторе негодяев знатных», который выменял верных слуг на «борзые три собаки». Таким образом, герой в своём рассуждении обличает «строгих ценителей и судей», погрязших в коррупции и незнающих благодарности. Также он противопоставляет чинопочитанию духовные ценности; идеалом для Чацкого является образ просвещённого человека: «враг исканий,/Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,/В науки он вперит ум, алчущий познаний». Эта реплик
2. Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют.
3. Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.
4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть логические нарушения.
5. Допущено 2 речевые ошибки.