В каких произведениях русской литературы действие строится на противопоставлении воззрений персонажей и в чем их взгляды перекликаются с позициями участников данной сцены «Недоросля»?
Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.
Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?
Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?
Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?
Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?
Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.
Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?
Стародум. Мастерица толковать указы!
Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)
Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.
Простаков. А! До чего мы дожили!
Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…
Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.
Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?
Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!
Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.
Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!
Во многих произведениях русской литературы действие строится на противопоставлении вглядов персонажей.
В комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" герой Чацкий противопоставлен фамусовскому обществу. Одним из представителей этого общества является госпожа Хлестова. Она относится к крепостным как к скоту. Схожее отношение наблюдается и в семье Простаковых. Хлестова ставит крепостных людей с собаками на одну доску: "От скуки я взяла с собой арапку-девку да собачку; вели их накормить". Любая собственность, даже человек, является для Хлестовой не более чем забавой. В этом Хлестова похожа на Простакову: обе они выступают тиранами для крепостных. Чацкий не принимает крепостничество. Он обличает отрицательные стороны крепостного права, рассказывая о барине-театрале, который "для затей // На крепостной балет согнал на многих фурах // От матерей, отцов отторженных детей". В этом вопросе взгляды "века нынешнего" противопоставляются идеалам "века минувшего".
Также в драме Островского "Гроза" прослеживается противоречие между младшим и старшим поколением. Купечество, старшее поколение, в этой пьесе крутится вокруг капитала и достатка. Самодуры Кабаниха
2. Названо второе произведение, и указан его автор, но отсутствует убедительное сопоставление с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Необходимо сопоставлять воззрения персонажей, которые приводят к конфликту противостоящих сил.
3. Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений, оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., допущены три фактические ошибки.
4. Допущены 1 речевая и 1 логическая ошибки.