Роли музыки в жизни человека | |
---|---|
В. Астафьев «Домский собор» | Рассказчик убежден, что только музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя. |
К. Паустовский «Старый повар» | Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни. |
В. Короленко «Слепой музыкант» | Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. |
А.П.Чехов «Скрипка Ротшильда» | Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия, изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих. |
Л.Н. Толстой «Война и мир» | Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег. |
Роли художественной литературы в становлении личности | |
---|---|
М. Горький «Мои университеты» | Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком… |
Роли чтения в жизни человека | |
---|---|
Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту». | Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу. |
Р. Брэдбери «Воспоминания» | «Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки… Я получил образование в библиотеке, не в колледже». |
Нравственной ценности художественной литературы | |
---|---|
Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту» | В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг — ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры. |
Ю. Бондарев «Редкий дар» | В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости. |
Взаимоотношений власти и личности, власти и художника | |
---|---|
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» | Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев и холуев, страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить. |
А.И. Герцен «Сорока-воровка» | Главная героиня повести Анета — талантливая крепостная актриса богатого князя Сталинского. Один из фаворитов князя |
Я. Голованов «Этюды об ученых» | Жизнь известного русского изобретателя Ивана Кулибина – это суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в чиновничьих папках. Когда для серьезной работы требовалась помощь властей, перед изобретателям возникала стена равнодушия. |
Сохранения культуры | |
---|---|
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» | Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек. |
Р. Брэдбери «Улыбка» | Мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу. |