Вы отправили работу на проверку эксперту. Укажите номер телефона на него придет СМС
Скачать .pdf

Вариант 29

Часть 1.

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Нажмите , чтобы прослушать запись

Большинство из нас уже давно воспринимает природу как место для отдыха. А ведь она всё больше зависит от нас и страдает от нашей неумной, а то и просто преступной деятельности. Не стоит забывать, что вред природе наносят не только вредные выбросы производства, загрязнения рек и морей, вырубки лесов, уничтожение животных и растений, но и наши поездки в выходные дни на шашлыки или за грибами.

Мы уже привыкли, что каждое лето телевидение показывает пожары, уничтожающие тысячи гектаров лесов. И большая их часть — дело рук человека: непотушенный окурок или уголёк, бутылка из прозрачного стекла, брошенная на сухую траву (эффект увеличительного стекла) в сухую ветреную погоду могут за несколько минут превратить спокойный зелёный лес в огненный ад, в котором погибнет масса живого.

Природа щедро делится с нами своими дарами, но ждёт и к себе бережного отношения и заботы. Не забывайте слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы все... на одной и той же планете — мы все экипаж одного корабля». (154 слова)

(По В. Рогозе)

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

ИСААК ЛЕВИТАН

(1)В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку. (2)Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в «исконной русской столице». (З)Левитану было в то время восемнадцать лет. (4)Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни. (5)Стояла тяжёлая жара. (6)Почти каждый день небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя.

(7)Особенно томительны были сумерки. (8)На балконе соседней дачи зажигали свет. (9)Ночные бабочки тучами бились о ламповые стёкла. (10)На крокетной площадке стучали шары. (11)Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию, а потом, поздним вечером, женский голос пел в саду печальный романс:

(12) Мой голос для тебя и ласковый, и томный...

(13) ... Он слушал по вечерам из-за забора пение незнакомки и запомнил ещё один романс о том, как «рыдала любовь».

(14) Ему хотелось увидеть женщину, певшую так звонко и печально, увидеть девушек, игравших в крокет, и гимназистов, загонявших с победными воплями деревянные шары к самому полотну железной дороги. (15)Ему хотелось пить на балконе чай из чистых стаканов, трогать ложечкой ломтик лимона, долго ждать, пока стечёт с той же ложечки прозрачная нить абрикосового варенья. (16)Ему хотелось хохотать и дурачиться, играть в горелки, петь до полночи, носиться на гигантских шагах и слушать взволнованный шёпот гимназистов о писателе Гаршине, написавшем рассказ «Четыре дня», запрещённый цензурой. (17)Ему хотелось смотреть в глаза поющей женщины, — глаза поющих всегда полузакрыты и полны печальной прелести.

(18)Но Левитан был беден, почти нищ. (19)Клетчатый пиджак протёрся вконец. (20)Юноша вырос из него. (21)Руки, измазанные масляной краской, торчали из рукавов, как птичьи лапы. (22)Всё лето Левитан ходил босиком. (23)Куда было в таком наряде появиться перед весёлыми дачниками!

(24)И Левитан скрывался. (25)Он брал лодку, заплывал на ней в тростники на дачном пруду и писал этюды, — в лодке ему никто не мешал.

(26)... И вот мечты о беззаботной жизни наконец сбылись.

(27) Левитан сдружился с художником Николаем Чеховым, подружился с чеховской семьёй и прожил три лета рядом с нею.

(28) В то время Чеховы проводили каждое лето в селе Бабкине около Нового Иерусалима.

(29)Семья Чеховых была талантливой, шумной и насмешливой. (30)Дурачествам не было конца. (31)Каждый пустяк, даже ловля карасей или прогулка в лес по грибы, разрастался в весёлое событие. (32)С утра за чайным столом уже начинались невероятные рассказы, выдумки, хохот. (ЗЗ)Случалось, он не затихал до позднего вечера. (34) Каждая забавная человеческая черта или смешное слово подхватывались всеми и служили толчком для шуток и мистификаций.

(35)Больше всех доставалось Левитану. (Зб)Его постоянно обвиняли во всяческих смехотворных преступлениях и, наконец, устроили над ним суд. (37)Антон Чехов, загримированный прокурором, произнёс обвинительную речь. (38)Слушатели падали со стульев от хохота. (39)Николай Чехов изображал дурака- свидетеля. (40)Он давал сбивчивые показания, путал, пугался и был похож на чеховского мужичка из рассказа «Злоумышленник» — того, что отвинтил от рельсов гайку, чтобы сделать грузило. (41)Александр Чехов — защитник — пропел высокопарную актёрскую речь.

(42)Особенно попадало Левитану за его красивое арабское лицо. (43)В своих письмах Чехов часто упоминал о красоте Левитана. (44)«Я приеду к вам, красивый, как Левитан, — писал он; — он был томный, как Левитан».

(45)Но имя Левитана стало выразителем не только мужской красоты, но и особой прелести русского пейзажа. (46)Чехов придумал слово «левитанистый» и употреблял его очень метко. (47)«Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас», — писал он в одном из писем. (48)Даже картины самого Левитана различались — одни были более левитанистыми, чем другие.

(49) Вначале это казалось шуткой, но со временем стало ясно, что в этом весёлом слове заключён точный смысл: оно выражало собою то особое обаяние пейзажа Средней России, которое из всех тогдашних художников умел передать на полотне один Левитан.

(50) ... На рассвете Левитан уходил с Антоном Павловичем удить рыбу на Истру. (51)Для рыбной ловли выбирали обрывистые берега, заросшие кустарником, тихие омуты... (52)Левитан шёпотом читал стихи Тютчева. (53)Чехов делал страшные глаза и ругался тоже шёпотом — у него клевало, а стихи пугали осторожную рыбу.

(54) То, о чём Левитан мечтал ещё в Салтыковке, случилось: игры в горелки, сумерки, когда над зарослями деревенского сада висит тонкий месяц, яростные споры за вечерним чаем, улыбки и смущение молодых женщин, их ласковые слова, милые ссоры, дрожание звёзд над рощами, крики птиц, скрип телег в ночных полях, близость талантливых друзей, близость заслуженной славы, ощущение лёгкости в теле и сердце.

(55) Несмотря на жизнь, полную летней прелести, Левитан много работал. (56)Стены его сарая — бывшего курятника — были сверху донизу завешаны этюдами. (57)В них на первый взгляд не было ничего нового — те же знакомые всем извилистые дороги, что теряются за косогорами, перелески, дали, светлый месяц над околицами деревень, тропки, протоптанные лаптями среди полей, облака и ленивые реки.

(58)Знакомый мир возникал на холстах, но было в нём что-то своё, не передаваемое скупыми человеческими словами.

(59)Картины Левитана вызывали такую же боль, как воспоминания о страшно далёком, но всегда заманчивом детстве...

(По К. Паустовскому *)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — русский писатель, автор множества повестей и рассказов о родной природе: «Мещерская сторона», «Повесть о лесах», «Северная повесть» и другие. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Золотая роза».

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2
2

Укажите предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему сумерки в дачной местности были особенно томительны?»

1. Стояла тяжёлая жара, небо обкладывали грозы, а дождя не было.

2. Дачники дурачились, играли, пели, тем самым мешая Левитану работать.

3. Левитан очень хотел принимать участие в развлечениях дачников, но не мог, поскольку был беден.

4. Левитан рано ложился спать, чтобы на рассвете идти на рыбалку, а под окнами шумел сухой бурьян.

3
3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитиет.

1. Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни.

2. Стояла тяжёлая жара.

3. Всё лето Левитан ходил босиком.

4. Руки, измазанные масляной краской, торчали из рукавов, как птичьи лапы.

4
4

Из предложений 18—27 выпишите слово(-а), в котором(-ых) написание приставки определяется следующим правилом: «В приставках, оканчивающихся на 3 и С, перед звонкими согласными пишется буква 3, перед глухими — С».

Показать текст

(18)Но Левитан был беден, почти нищ. (19)Клетчатый пиджак протёрся вконец. (20)Юноша вырос из него. (21)Руки, измазанные масляной краской, торчали из рукавов, как птичьи лапы. (22)Всё лето Левитан ходил босиком. (23)Куда было в таком наряде появиться перед весёлыми дачниками!

(24)И Левитан скрывался. (25)Он брал лодку, заплывал на ней в тростники на дачном пруду и писал этюды, — в лодке ему никто не мешал.

(26)... И вот мечты о беззаботной жизни наконец сбылись.

(27) Левитан сдружился с художником Николаем Чеховым, подружился с чеховской семьёй и прожил три лета рядом с нею.

5
5

Из предложений 14-17 выпишите слово, в котором написание суффикса не определяется правилом (является исключением).

Показать текст

(14) Ему хотелось увидеть женщину, певшую так звонко и печально, увидеть девушек, игравших в крокет, и гимназистов, загонявших с победными воплями деревянные шары к самому полотну железной дороги. (15)Ему хотелось пить на балконе чай из чистых стаканов, трогать ложечкой ломтик лимона, долго ждать, пока стечёт с той же ложечки прозрачная нить абрикосового варенья. (16)Ему хотелось хохотать и дурачиться, играть в горелки, петь до полночи, носиться на гигантских шагах и слушать взволнованный шёпот гимназистов о писателе Гаршине, написавшем рассказ «Четыре дня», запрещённый цензурой. (17)Ему хотелось смотреть в глаза поющей женщины, — глаза поющих всегда полузакрыты и полны печальной прелести.

6
6

Замените разговорное слово «дурачиться» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Показать текст

(16)Ему хотелось хохотать и дурачиться, играть в горелки, петь до полночи, носиться на гигантских шагах и слушать взволнованный шёпот гимназистов о писателе Гаршине, написавшем рассказ «Четыре дня», запрещённый цензурой.

7
7

Замените словосочетание «абрикосового варенья» в предложении 15, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Показать текст

(15)Ему хотелось пить на балконе чай из чистых стаканов, трогать ложечкой ломтик лимона, долго ждать, пока стечёт с той же ложечки прозрачная нить абрикосового варенья.

8
8

Из предложения 18 выпишите грамматическую основу.

Показать текст

(18)Но Левитан был беден, почти нищ.

9
9

Среди предложений 7—12 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Показать текст

(7)Особенно томительны были сумерки. (8)На балконе соседней дачи зажигали свет. (9)Ночные бабочки тучами бились о ламповые стёкла. (10)На крокетной площадке стучали шары. (11)Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию, а потом, поздним вечером, женский голос пел в саду печальный романс:

(12) Мой голос для тебя и ласковый, и томный...

10
10

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Его постоянно обвиняли во всяческих смехотворных преступлениях и,(1) наконец, (2) устроили над ним суд. Случалось, (3) он не затихал до позднего вечера.

11
11

Укажите количество грамматических основ в предложении 54. Ответ запишите цифрой.

Показать текст

(54) То, о чём Левитан мечтал ещё в Салтыковке, случилось: игры в горелки, сумерки, когда над зарослями деревенского сада висит тонкий месяц, яростные споры за вечерним чаем, улыбки и смущение молодых женщин, их ласковые слова, милые ссоры, дрожание звёзд над рощами, крики птиц, скрип телег в ночных полях, близость талантливых друзей, близость заслуженной славы, ощущение лёгкости в теле и сердце.

12
12

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он давал сбивчивые показания,(1) путал, (2) пугался и был похож на чеховского мужичка из рассказа «Злоумышленник» — того,(3) что отвинтил от рельсов гайку, (4) чтобы сделать грузило.

13
13

Среди предложений 13-17 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с придаточным изъяснительным. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Показать текст

(13) ... Он слушал по вечерам из-за забора пение незнакомки и запомнил ещё один романс о том, как «рыдала любовь».

(14) Ему хотелось увидеть женщину, певшую так звонко и печально, увидеть девушек, игравших в крокет, и гимназистов, загонявших с победными воплями деревянные шары к самому полотну железной дороги. (15)Ему хотелось пить на балконе чай из чистых стаканов, трогать ложечкой ломтик лимона, долго ждать, пока стечёт с той же ложечки прозрачная нить абрикосового варенья. (16)Ему хотелось хохотать и дурачиться, играть в горелки, петь до полночи, носиться на гигантских шагах и слушать взволнованный шёпот гимназистов о писателе Гаршине, написавшем рассказ «Четыре дня», запрещённый цензурой. (17)Ему хотелось смотреть в глаза поющей женщины, — глаза поющих всегда полузакрыты и полны печальной прелести.

14
14

Среди предложений 1 — 11 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Показать текст

(1)В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку. (2)Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в «исконной русской столице». (З)Левитану было в то время восемнадцать лет. (4)Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни. (5)Стояла тяжёлая жара. (6)Почти каждый день небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя.

(7)Особенно томительны были сумерки. (8)На балконе соседней дачи зажигали свет. (9)Ночные бабочки тучами бились о ламповые стёкла. (10)На крокетной площадке стучали шары. (11)Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию, а потом, поздним вечером, женский голос пел в саду печальный романс:

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Авторские неологизмы создаются писателями и поэтами для придания образности художественному тексту, они сохраняют при этом необычность и свежесть».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исход ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Знакомый мир возникал на холстах, но было в нём что-то своё, не передаваемое скупыми человеческими словами. Картины Левитана вызывали такую же боль, как воспоминания о страшно далёком, но всегда заманчивом детстве...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3

Как Вы понимаете значение слова ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему «Искусство — это ... » взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 
0 из 0
Ваш ответ Ответ и решение Первичный балл

Здесь появится результат первой части.

Нажмите на кнопку «Завершить работу», чтобы увидеть правильные ответы и посмотреть решения.

2 369 568
Уже готовятся к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.
Присоединяйся!
Мы ничего не публикуем от вашего имени
или
Ответьте на пару вопросов
Вы...
Ученик Учитель Родитель
Уже зарегистрированы?