Вариант 12
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1—1.3.
Поэт
Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надёжный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провёл он страшный след
И не одну порвал кольчугу.
Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.
Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.
Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишён героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!
Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарёй,
Никто с усердьем не читает...
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Своё утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол, на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны...
Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
М.Ю. Лермонтов. 1838 г.
Сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на каждый вопрос заданий 1.1 и 1.2. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения. Можно обращаться и к другим эпизодам этого же произведения. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Как меняется настроение стихотворения на протяжении текста?
В основе построения стихотворения два образа, соотносящиеся между собой, — кинжал и поэт (поэзия). Назовите этот композиционный приём. Какова его роль в стихотворении?
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на оба текста (можно обращаться и к другим эпизодам этих же произведений), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Чем похоже воплощение темы поэты и поэзии в стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» и в стихотворении А.С. Пушкина «Поэт»?
Поэт
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон.
В заботах суетного света
Он малодушно погружён;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...
Часть 2.
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (2.1–2.5). Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов, при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов. Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Что дало основание В.Г. Белинскому назвать М.Ю. Лермонтова поэтом «совсем другой эпохи» по сравнению с А.С. Пушкиным?
Почему именно чиновников Н.В. Гоголь избирает главными героями своей пьесы «Ревизор»?
Какова идейно-композиционная роль главы «Бэла» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Можно ли считать гибель Нефёда в рассказе И.А. Бунина «Лапти» бессмысленной жертвой? Обоснуйте свою позицию.
Вечные проблемы в трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта".