Вариант 28
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-4; 5, 6.
Василиса (ближе наклоняясь к нему). Вася! давай поможем друг другу...
Пепел. Как это?
Василиса (тихо, сильно). Сестра... тебе нравится, я знаю...
Пепел. За то ты и бьешь ее зверски! Смотри, Васка! Ее – не тронь...
Василиса. Погоди! Не горячись! Можно все сделать тихо, по-хорошему... Хочешь – женись на ней? И я тебе еще денег дам... целковых... триста! Больше соберу – больше дам...
Пепел (отодвигаясь). Постой... как это? За что?
Василиса. Освободи меня... от мужа! Сними с меня петлю эту...
Пепел (тихо свистит). Вон что-о! Ого-го! Это – ты ловко придумала... мужа, значит, в гроб, любовника – на каторгу, а сама...
Василиса. Вася! Зачем – каторга? Ты – не сам... через товарищей! Да если и сам, кто узнает? Наталья – подумай! Деньги будут... уедешь куда-нибудь... меня навек освободишь... и что сестры около меня не будет – это хорошо для нее. Видеть мне ее – трудно... злоблюсь я на нее за тебя... и сдержаться не могу... мучаю девку, бью ее... так – бью... что сама плачу от жалости к ней... А – бью. И – буду бить!
Пепел. Зверь! Хвастаешься зверством своим?
Василиса. Не хвастаюсь – правду говорю. Подумай, Вася... Ты два раза из-за мужа моего в тюрьме сидел... из-за его жадности... Он в меня, как клоп, впился... четыре года сосет! А какой он мне муж? Наташку теснит, измывается над ней, нищая, говорит! И для всех он – яд...
Пепел. Хитро ты плетешь...
Василиса. В речах моих – все ясно... Только глупый не поймет, чего я хочу...
Костылев осторожно входит и крадется вперед.
Пепел (Василисе). Ну... иди! Василиса. Подумай! (Видит мужа.) Ты – что? За мной?
Пепел вскакивает и дико смотрит на Костылева.
Костылев. Это я... я! А вы тут... одни? А-а... Вы – разговаривали? (Вдруг топает ногами и громко визжит.) Васка... поганая! Нищая... шкура! (Пугается своего крика, встреченного молчанием и неподвижностью.) Прости, господи... опять ты меня, Василиса, во грех ввела... Я тебя ищу везде... (Взвизгивая.) Спать пора! Масла в лампады забыла налить... у, ты! Нищая... свинья... (Дрожащими руками машет на нее.)
Василиса медленно идет к двери в сени, оглядываясь на Пепла.
Пепел (Костылеву). Ты! Уйди... пошел!..
Костылев (кричит). Я – хозяин! Сам пошел, да! Вор...
Пепел (глухо). Уйди, Мишка...
Костылев. Не смей! Я тут... я тебя...
Пепел хватает его за шиворот и встряхивает. На печи раздается громкая возня и воющее позевыванье. Пепел выпускает Костылева, старик с криком бежит в сени.
При выполнении заданий 1-4 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
Укажите жанр, к которому относится пьеса М. Горького «На дне».
Текст фрагмента представляет собой чередование обращённых друг к другу высказываний героев. Как называется такая форма речевого общения?
Установите соответствие между персонажами пьесы М. Горького и цитатами, которые им принадлежат.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ЦИТАТЫ |
А) Лука | 1) «Если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил» |
Б) Сатин | 2) «Надо уважать человека!» |
В) Бубнов | 3) «А кто пьян да умен - два угодья в нем» |
4) «Образование - чепуха, главное - талант» |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
________ - имя героя, ставшего случайным свидетелем сцены с участием Пепла, Василисы и Костылева («На печи раздается громкая возня…»), а образные изречения, выражающие оригинальные мысли (например, в речи Пепла: «Ты – не гвоздь, я – не клещи…»), в литературе обозначаются термином ________.
Выберите ОДНО из заданий. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1. Как данная сцена характеризует хозяев ночлежки – Костылевых?
2. Как в данном эпизоде показана трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни?
Что сближает пьесу «На дне» с произведениями отечественной классики, поднимающими проблему «дна» в человеческих взаимоотношениях? (Укажите название одного произведения и обоснуйте свой выбор.)
Часть 2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 7–9; 10, 11.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
 
Умрёшь – начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Ответом к заданиям 7–9 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
________ - поэтическое течение, в русле которого развивалось творчество А.А. Блока; ________ - тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу.
Опираясь на вторую строфу стихотворения, определите его размер (без указания количества стоп).
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Риторический вопрос
2. Звукопись
3. Эпитет
4. Гротеск
5. Сравнение
Выберите ОДНО из заданий. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1. Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?
2. В чем особенность композиции данного стихотворения А.А. Блока?
В каком произведении русского (или зарубежного) поэта звучат философские вопросы и в чём это произведение созвучно стихотворению «Ночь, улица, фонарь, аптека…» А.А. Блока?
Часть 3.
Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (12.1, 12.2, 12.3, 12.4).
Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Рекомендуемый объём сочинения 250–350 слов, минимально необходимый объём – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
1. Как название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?
2. Что такое, по мысли Л.Н. Толстого, «жизнь настоящая» и кто из героев романа-эпопеи «Война и мир» живет такой жизнью?
3. Почему тема памяти в лирике А.Т. Твардовского исполнена столь острого драматизма?
4. Особенности русской драматургии второй половины ХХ века. (По одному-двум произведениям.)
5. Какие рассказы И.А. Бунина, на Ваш взгляд, могут представлять интерес для художника-иллюстратора? (С опорой на текст произведения.)
№ | Ваш ответ | Ответ и решение | Первичный балл |
---|---|---|---|
Здесь появится результат первой части. Нажмите на кнопку «Завершить работу», чтобы увидеть правильные ответы и посмотреть решения. |