Вы отправили работу на проверку эксперту. Укажите номер телефона на него придет СМС
Скачать .pdf

Вариант 8

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)На «чайках» — лёгких и быстроходных судёнышках воины Киевской Руси, а позднее и казаки из низовьев Днепра пересекали Чёрное море и появлялись у стен Цареграда и берегов Малой Азии, сея панику среди византийцев и турок. (2)_____ название этих судёнышек не имеет никакого отношении к морским птицам. (З)Слово «кайка», трансформировавшееся у славян в «чайку», во всех языках тюркского происхождения означает «лодка, ладья».
1
1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Воины Киевской Руси, а позднее и казаки из низовьев Днепра пересекали Чёрное море и появлялись у стен Цареграда и берегов Малой Азии, сея панику среди византийцев и турок

2. Слово «чайка» как название лёгких и быстроходных судёнышек воинов Киевской Руси, на которых они пересекали Чёрное море, имеет тюркское происхождение и означает «лодка, ладья».

3. Название лёгких и быстроходных судёнышек воинов Киевской Руси и казаков из низовьев Днепра не имеет никакого отношения к морским птицам.

4. Лёгкие и быстроходные судёнышки воинов Киевской Руси назывались «чайками» — словом, имевшим тюркское происхождение и означавшим «лодка, ладья».

5. Слово «кайка», трансформировавшееся у славян в «чайку», во всех языках тюркского происхождения означает «лодка, ладья».

2
2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Видимо,

2. Между прочим,

3. Значит,

4. Возможно,

5. И

3
3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЛЁГКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЛЁГКИЙ [хк], -ая, -ое; лёгок, легка, легка; легче; легчайший.

1. Незначительный по весу, не отягощающий. Лёгкая ноша. Лёгкая ткань. Л. завтрак.

2. Исполняемый, достигаемый, преодолеваемый без большого труда, усилий. Лёгкая задача, работа. Лёгкая победа. Лёгкая дорога.

3. Небольшой (по силе, крепости); малозаметный. ветерок. Лёгкое вино. Лёгкое прикосновение (мягкое, осторожное). Лёгкая усмешка.

4. Лишённый грузности. Лёгкие шаги. Лёгкая фигура (стройная). Лёгкая походка (быстрая, бесшумная и плавная).

5. Не напряжённый, не затруднительный. Лёгкое дыхание. Л. сон. Легко (нареч.) дышится.

6. Не суровый, не строгий. Лёгкое наказание. Легко (нареч.) отделаться.

7. Поверхностный, несерьёзный, легкомысленный, неглубокий. Лёгкие нравы. Лёгкое отношение к жизни.

4
4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нОвостей

ненадОлго

нарвалА

тамОжня

начАв

5
5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Достоинством картины было её необычное ЦВЕТОВОЕ решение, построенное на сочетании тёплой и холодной гаммы красок.

2. С известными ОТГОВОРКАМИ его можно было назвать знаменитостью.

3. ГОДОВАЛАЯ Маша топала по кухне крепкими ножками, охотясь за котом Васькой.

4. Многие современные футбольные команды предпочитают слишком прагматичный, а порой ДЕЛЯЧЕСКИЙ подход к игре.

5. И вдруг послышался серебристый смех, тихий, как шелест ветра, и ЗВУЧНЫЙ, как ропот речки.

6
6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БОЛЕЕ ИЗВЕСТНЕЕ других

ПОЕЗЖАЙ в город

ящик МАНДАРИНОВ

по ВОЗВРАЩЕНИИ домой

в СТА СОРОКА странах

7
7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Художественный театр по собственной вине затянул репетиции пьесы «Мольера» на четыре года (неслыханная вещь!) и этой весной всё-таки не выпустил ее.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Он вспоминает, что наряду с его готовностью спасти и накормить учёных и литераторов, в нем сосуществовал и самодовольный барин, не гнушающегося деликатесами во время общего голода.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Начав заниматься живописью, у вас остаётся мало времени для развлечений.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Все, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствует главным героям.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
6) Этот герой был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым.
7) Лука стремился дать погибающим людям хоть какую-то надежду, несёт облегчение обитателям «дна», утешает их, пробуждает мечту о возможной новой жизни.
8) По прибытию в Индию Фёдору всё казалось диким и нецивилизованным.
9) Те, кто сами выбирают свою судьбу, по мнению писателя, становятся рабами своей идеи, своего будущего.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8
8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

сокр...щение

прив...дение

обн...жить (пороки)

упр...щать

заг...рающий

9
9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пост...мпрессионизм, небез...нтересный

и...подлобья, бе...рассудный

нен...глядный, нес...гласие

пр...кратить, пр...смотреться

пр...возносить, пр...светлый

10
10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

фланел...вый

жемчуж...нка

ореш...к

василёч...к

переноч...вать

11
11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

завис...мый

придума...шь

одоле...шь

угоща...м

вяж...м

12
12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Местами свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.

2. (НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.

3. Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.

4. Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.

5. У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.

13
13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Действия героя никак не вытекают из обстоятельств и в ТО(ЖЕ) время (ПО)ЧЕЛОВЕЧЕСКИ понятны.

2. Алина направилась к матери, и та ДА(ЖЕ) не шелохнулась, ни одного шага не сделала ей (НА)ВСТРЕЧУ.

3. Тропа была ГДЕ(ТО) совсем рядом: шаг, (ПОЛ)ШАГА от неё.

4. Все звуки большого города удалялись, БУД(ТО) осторожно сносило их ТЕМ (ЖЕ) течением властительного времени.

5. (В)БЛИЗИ было видно, что глаза её блестят ТАК(ЖЕ) озорно, как всегда.

14
14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В комнате, обставле(1)ой стари(2)ой мебелью, блестели свежевыкраше(3)ые полы, на столах стояли золочё(4)ые подсвечники.

15
15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Солнце уже заливает своим светом лес поле и речку.

2. Вот кончается день и солнце опускается всё ниже и ниже.

3. Солнце стояло прямо над лесом и беспрестанно пекло ему спину и голову.

4. Ветер только шумел в вершинах сосен и проносился над ними.

5. В саду дозревает рябина и липа роняет листья.

16
16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Схватив удочку (1) мальчишка дёрнул её (2) и (3) оборвав зацепившуюся леску (4) выскочил на дорогу.

17
17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

А вы (1) надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы (2) жадною толпой стоящие у трона,

Свободы (3) Гения и Славы палачи!

Таитесь (4) вы (5) под сению закона,

Пред вами суд и правда — всё молчи!..

Но есть и божий суд (6) наперсники разврата!

(М.Ю. Лермонтов)

18
18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

От Ильи я узнал (1) и про домового (2) который спал в кадке (3) и про водяного (4) который имел прекрасное помещение под колёсами.

19
19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В горсти ярких морских камней не сразу заметишь маленькую скромную жемчужину (1) но (2) чем больше будешь приглядываться к ней (3) сравнивая с дешёвой нарядностью окружения (4) тем лучше поймёшь (5) почему жемчуг есть жемчуг.

20
20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Это началось уже давно. (2)Сначала лёгкая, даже приятная глухота — с ней легче сосредоточиться. (З)Только часто приходится переспрашивать людей, которые невнятно говорят. (4)Потом переспрашиваешь всё чаще. (5)А потом начинаешь уже притворяться, что слышишь, хотя не слышишь ничего...

(6)В эту ночь Бетховен спал плохо. (7)Он просыпался от неожиданных толчков, как будто кто-то толкал его в живот. (8)Он садился на кровати и шептал: (9)«Боже мой, ведь это не сон, это явь! (10)Я глухой, для меня нет места под этими пустыми небесами...»

(11)Дождь лился за окном, и это постепенно его успокаивало. (12)Самое лучшее время суток — это ночь. (13)Когда спишь, ты ведь не глухой.

(14)Потом он уехал в Вену. (15)В 1803 году была написана соната ля минор для скрипки и фортепиано — знаменитая соната, которая впоследствии получила название «Крейцеровой».

(16)Он неистовствовал на репетициях, ссорился с дирекцией и оркестром, менял квартиры, покрывал сотни листов бумаги замысловатыми значками, в которых переписчики нот едва могли разобраться.

(17)Это была не та музыка, которая утешала людей предыдущего века. (18)Это была музыка мучительная, сложная, уходившая в сторону от главной темы и главной тональности, — музыка человеческих сомнений, страданий, поражений, побед и мечтаний.

(19)Вена гудела новостями. (20)Слышали вы про выходки генерала Бонапарта? (21)Кто мог предвидеть, что он будет первым консулом республики и победителем на всех полях сражений! (22)Этот хитрый безбожник, этот генерал босяков! (23)Война может когда-нибудь дойти до ворот Вены! (24)Что тогда будет? (25)Впрочем, войска его апостолического величества ещё достаточно сильны, чтобы защитить добрую, старую, верную Вену...

(26)Всё лето 1803 года он записывал на листках варианты тем, фраз, экспозиций и финалов. (27)К осени была готова вчерне первая часть новой симфонии. (28)Бетховен никому её не показывал. (29)Он знал, что друзья пожмут плечами, как это уже часто бывало. (З0)Они привыкли смотреть на симфонию, как на большое здание, в котором много красивых комнат и галерей. (31)Но Бетховен создавал не здание, а горный хребет. (32)Может быть, он даже создавал небо!

(33)На титульном листе было написано: «Большая симфония, сочинённая Людвигом ван Бетховеном в 1804 году». (34)Наверху стояло посвящение Бонапарту.

(35)В мае 1804 года Фердинанд Рис нашёл Бетховена за пюпитром, в шляпе, с пером в руках. (З6)Тот, вероятно, придумал что-нибудь на прогулке и, вернувшись домой, стал записывать, не сняв шляпы. (37)В комнате был обычный хаос — книги и ноты лежали на полу, кофейник стоял на книжной полке, трость помещалась на рояле, рядом с чернильницей и трубкой, а кисет с табаком лежал под роялем.

(38)— Моё почтение, — буркнул Бетховен, не глядя на Риса. (39)— Что слышно в столице?

(40)— Мейстер Людвиг, — сказал Рис, подойдя поближе к хозяину. (41) Вы знаете новость? (42)Бонапарт объявил себя императором!

(43)Бетховен вдруг сорвал с себя шляпу и швырнул её в угол.

(44)— Проклятие! — крикнул он.

(45)Он забегал из угла в угол, вертя головой и пиная ногами мебель.

(46)— Бонапарт тоже обыкновенный человек! (47)Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию! (48)Он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!

(49)Бетховен подбежал к шкафу, порылся и вытащил из него заглавный лист новой симфонии с надписью: «Бонапарту». (50)Он с треском разорвал этот лист сверху донизу и выбросил обрывки в окно. (51)— Это всё! — кричал он. (52)— Пусть Наполеон завоюет всю Европу, но на мои владения он не смеет посягнуть!

(53)...Жизнь Бетховена была полна трудов, мучений, надежд, взлётов и разочарований. (54)Глухота была только одним из ударов, которые на него постоянно сыпались. (55)И может быть, самым тяжким из его несчастий было вечное одиночество.

(56)«Ты уже не можешь жить для себя, — писал он, — ты должен жить только для других. (57)Нет больше счастья для тебя нигде, кроме как в твоём искусстве. (58)О Господи, помоги мне одолеть самого себя!..»

(59)Он одолел самого себя. (60)Он не слышал, как исполнялись лучшие его вещи. (61)Он знал, что многое из того, что он создал, станет понятно только будущим, далёким поколениям. (62)Они услышат и оценят.

(По Л. Рубинштейну)

* Лев Семёнович Рубинштейн (род. в 1947 г.) — российский поэт, литературный критик, публицист и эссеист. Лауреат литературной премии «НОС-2012» за книгу «Знаки внимания».

21
21

Какие из высказываний текста соответствуют содержанию текста?

1. Все предвидели, что Бонапарт будет победителем во всех сражениях.

2. Бетховен никому не показывал новую симфонию, потому что посвятил её Бонапарту.

3. Поначалу лёгкая глухота не мешала Бетховену, позволяя ему сосредоточиться.

4. Глухота была самым тяжким несчастьем Бетховена.

5. Бетховен уничтожил в симфонии посвящение Бонапарту, потому что тот объявил себя императором.

22
22

Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1. В предложениях 6—14 представлено повествование.

2. В предложениях 19—25 содержится повествование.

3. Предложение 29 раскрывает причину того, о чём говорится в предложении 28.

4. В предложениях 39—45 представлено рассуждение.

5. В предложении 37 содержится описание.

23
23

Из предложений 53—55 выпишите контекстные антонимы (антонимическую пару).

24
24

Среди предложений 43—50 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

25
25

«Рассказывая о гениальном композиторе и трагедии его жизни, автор прибегает к таким синтаксическим средствам, как (А) ______ (предложения 38—46), многочисленным (Б) ______ (предложения 9, 22, 23, 32, 58), придающим тексту особую эмоциональность. Использование тропов (В) _____ (предложение 19) и (Г) _____ («война может дойти» в предложении 23, «удары сыпались» в предложении 54) оживляет повествование и делает его более выразительным».

Список терминов:

1) диалог

2) метафоры

3) гипербола

4) профессиональная лексика

5) восклицательные предложения

6) метонимия

7) ряды однородных членов

8) парцелляция

9) обособленные члены

 

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема гениальности. (В чем особенность гениального человека?)1. Гениальный человек жертвует своей личной жизнью ради творчества, поэтому он чаще всего одинок. Он, как личность неординарная, может иметь странные привычки.
2. Проблема восприятия обществом творчества гениального современника. (Всегда ли современники способны постичь и оценить гениальные произведения творца?) 2. Современники иногда не способны постичь гениальные произведения, это удел потомков.
3. Проблема власти. (Как соотносятся власть и тирания?) 3. История показывает, что чаще всего человек, попавший на самые вершины власти, становится тираном, как это произошло с Наполеоном.
0 из 0
Ваш ответ Ответ и решение Первичный балл

Здесь появится результат первой части.

Нажмите на кнопку «Завершить работу», чтобы увидеть правильные ответы и посмотреть решения.

2 393 564
Уже готовятся к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.
Присоединяйся!
Мы ничего не публикуем от вашего имени
или
Ответьте на пару вопросов
Вы...
Ученик Учитель Родитель
Уже зарегистрированы?