Вариант 64
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
(1)Каждому знакома пословица – «По одёжке встречают, по уму провожают». (2)____ любая пословица, она содержит более глубокий смысл, чем тот, что лежит на поверхности. (3)Пословица имеет в виду не просто одежду как таковую, а многие внешние качества, черты человека, совокупность которых создаёт определённое впечатление о нём и составляет содержание того, что мы называем внешним обликом.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Любая пословица содержит более глубокий смысл, чем тот, что лежит на поверхности.
2. В пословице «По одёжке встречают, по уму провожают» под одеждой понимается совокупность качеств человека, создающих определённое впечатление о нём.
3. Совокупность определённых качеств, черт человека создаёт определённое впечатление о нём и составляет содержание того, что называется внешним обликом.
4. В пословице «По одёжке встречают, по уму провожают» выражен общественный идеал, к которому следует стремиться.
5. В пословице «По одёжке встречают, по уму провожают» под одеждой понимается совокупность качеств человека, которые создают определённое впечатление о нём.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
1. Если
2. И как
3. Разумеется,
4. Несмотря на это
5. Наверное,
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОДЕРЖАНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СОДЕРЖАНИЕ, -я, ср.
1. Единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме (в 1 знач.) и неотделимое от неё. Единство формы и содержания.
2. Основная суть изложения; фабула. Пересказать с. доклада. Книга с интересным содержанием.
3. Перечень разделов в начале или в конце книги, оглавление. С. в конце книги.
4. Количество чего-н., находящегося в чём-н. другом. С. витаминов в чёрной смородине.
5. Заработная плата, жалованье (офиц.). Отпуск с сохранением содержания.
6. Средства, к-рые даются кому-н. для обеспечения существования, иждивение (устар.). Назначить с. кому-н. Жить у кого-н. на содержании.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
крАны
прозорлИва
приручЁнный
местностЕй
воссоздалА
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Васька ДЕЛОВИТОЙ неспешной походкой прошёл по палубе.
2. Приятный ЗВУЧНЫЙ баритон послышался из соседней ложи.
3. Здесь можно заняться ВЕРХОВНОЙ ездой или полетать на воздушном шаре.
4. С тренером молодые спортсмены могли шутить без ОГРАНИЧЕНИЙ.
5. В этой передаче была удачно выбрана ТЕМА для обсуждения.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
заключить ДОГОВОРЫ
пять БЛЮДЕЦ
МОЛОЖЕ сестры
не более ПОЛУТОРА метров
совсем ОЗЯБНУЛ
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Хотелось бы уделить ваше внимание на то, что главную роль в фильме играет начинающий актёр. | 1) неправильное употребление падежной формы местоимения |
Б) На картине «Заросшем пруде» В. Д. Поленова изображён чудесный уголок сада. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Шаляпин не только был гениальным на драматической сцене, но и на оперной. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) В окна, наполовину занесённых снегом, глядела синева рассвета. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
зам..реть
г..потеза
возг..рание
сист..матический
д..серт
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
во..двигнуть, и..сякший
п..проще, з..певала
пр..града, пр..смотреться
по..кидывать, на..кусить
ра..чёт, бе..молвный
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.
смущ..нный
стаж..р
холщ..вый
нипоч..м
ноч..вка
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
поднима..мая
стел..шь
расслыш..м
реша..мая
завис..вший
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Из (не)проглядных временных далей течёт поток рода людского, именуемый Историей.
2. Во времена Фонвизина недорослями назывались дворяне, (не)получившие должного образования.
3. Каждое время года прекрасно по-своему, но в природе они (не)разграничены чётко.
4. Далеко (не)простым купцом был В. И. Нестеров, если предпочитал вкус П. М. Третьякова вкусу целой Академии художеств.
5. Только беркута и коршуна можно назвать подлинными хозяевами территории, хозяевами деликатными, (не)мешающими друг другу.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Пока я размышлял о судьбе Ангары, (ПО)МАТЕРИНСКИ вскормившей меня в детстве в (ПОЛУ)ТЫСЯЧЕ километров отсюда, солнце село.
2. Зимой всё блестит, весело КАК(ТО), свободно – можно с горы (В)МИГ на лыжах слететь.
3. ПОЧЕМУ(ТО) солнце не могло меня согреть, огонь от костра ТО(ЖЕ) не грел, а лишь обжигал.
4. К середине октября поля МАЛО(ПОМАЛУ) желтеют, лишь (ПО)ПРЕЖНЕМУ зеленеет посаженная под зиму рожь.
5. Хотя мы покидаем родные места, ВСЁ(ТАКИ) мы (С)НОВА возвращаемся к ним.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Пусты(1)ы и печальны Карпаты в осе(2)ий ветре(3)ый день.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. В бабушкиной корзине лежали и мята и зверобой и шалфей.
2. Начался частый дождь и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи.
3. Солнце уже взошло и светлыми пятнами и тенями расцветило зелень.
4. Долгие сумерки густели в чащах и только костёр трещал и разгорался.
5. Здесь всё те же таёжные дебри да болотные топи.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лёня (1) выхватив видеокамеру (2) стал снимать картины дождя и записывать звуки струй (3) барабанивших по листьям (4) бананового дерева.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Вокруг меня с чуть слышным звоном мелькали летучие мыши, и (1) казалось (2) будто слабо натянутые струны звенят в воздухе.
В тот миг я почувствовал порыв вдохновения (3) может быть (4) самый сильный за всю жизнь.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Князь (1) который был мысленно занят своим делом (2) подумал (3) что ему необходимо будет познакомиться с человеком (4) который всех знает (5) и докладывает сам министру.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вслед за тем гул растревоженного улья сразу наполнил аудиторию (1) и (2) когда Поля оторвала руки от пылающего смущеньем лица (3) потому что (4) именно о ней шла речь (5) профессора уже не было.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Два пернатых в одной берлоге не живут.
(1)Каждое время несёт в себе неповторимые особенности, и верность и ясность зеркала нельзя проверять другим зеркалом, каким бы огромным и ошеломляющим оно ни было.
(2)Наверное, к незабываемым годам Великой Отечественной войны ещё будет обращаться не одно поколение писателей и будет писать о них несколько иначе, чем моё поколение, прошедшее сквозь войну. (З)Однако и наши книги, и книги, которые будут созданы после нас, бессмысленно проверять, например, «Войной и миром» Толстого – этим мы нарушили бы закономерности Времени. (4)В жизни и литературе нет и не может быть гениального стандарта. (5)Замечу, что слова «Родина», «героизм», «Отечественная война», «павшие смертью храбрых» слишком святые слова, чтобы произносить их одинаково напряжённо и громко. (6)Святые слова могут быть и должны быть услышаны сказанными с разной степенью тона, как должна быть услышана и правда.
(7)Одна ли художественная истина в мире или их множество? (8)Одна в том смысле, что искусство отражает и осмысливает объективный мир, в котором правда – закономерность. (9)Не одна в том смысле, что каждый художник по-разному выражает существующую реальность – и в этом выражении объективной истины его индивидуальность.
(10)Хотим мы этого или не хотим, наши книги – документ истории, её дыхание. (11)Но нет истории без человека и нет человека без истории, в то время как человек сам – цепь поступков, во всей социальной сложности выявляющих смысл действительности. (12)Не понимать этого – значит отказаться от постижения своей эпохи и неповторимого героя её.
(13)Война, её потери, её победы становятся историей, и писатель, возвращаясь к познанию характера человека 40-х годов, как бы встаёт на черту предельных физических и духовных испытаний, когда мужество и любовь не уживались с благоразумием, когда сама смерть переставала быть смертью. (14)Известно, что люди как индивидуальность не повторяются, так же как со всей точностью и тонкостью не повторяются и ощущения их. (15)Люди могут познать себя и представить самих себя глазами других. (16)Писатель – это глаза других. (17)Художественное произведение – это освобождение душевного опыта и памяти. (18)Независимо от того, написано оно о современности или о прошлом. (19)Писатель способен возвращать людям юность, молодость, любовь, мужество и часть тех ощущений, которые уже унесли воды времени.
(20)Я совершенно убеждён, что последняя война, исполненные драматизма сороковые годы дают возможность искусству проникнуть в глубинную суть народного характера, в то, что Толстой называл «теплотой патриотизма». (21)Думаю, что это чувство по извечной силе своей равно чувству материнского или отцовского инстинкта любви, то есть тому великому чувству, без которого человек не имеет права называться человеком.
(22)В чём же я вижу значение современной литературы?
(23)Подлинные произведения искусства – это колоссальная духовная энергия народа. (24)Это опыт его и память, запечатлевшая и вобравшая в себя величие, движение и противоречия эпохи.
(25)Рискну сказать, что литературный образ – это зеркало: в него вглядывается читатель и, коли так можно выразиться, изменяет своё внутреннее выражение, которое становится то любящим, добрым и сочувственным (если герой близок ему), то хмурым и отталкивающим (если герой неприятен ему), то мечтательным (если в герое есть нечто недосягаемое), то есть человек вглядывается в самого себя, и в той или иной степени происходит некий душевный сдвиг.
(26)Во всём этом и есть стремление к совершенству.
(По Ю. Бондареву *)
* Бондарев Юрий Васильевич (род. в 1924 г.) – русский советский писатель. Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942). Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов, повестей «Юность командиров», «Батальоны просят огня», «Последние залпы», романов «Горячий снег», «Тишина», «Берег» и др. Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег». Один из соавторов сценария киноэпопеи «Освобождение».
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Писатели послевоенной поры будут писать о Великой Отечественной войне так же, как и писатели, прошедшие войну.
2. Каждый художник по-разному отражает реальность, и в этом проявляется его индивидуальность.
3. Люди, как индивидуальность, не повторяются, однако ощущения их могут повторяться.
4. Великая Отечественная война даёт возможность искусству познать суть народного характера.
5. Постигая литературный образ, человек постигает самого себя, и в нём может произойти некий духовный сдвиг.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. В предложениях 1–2 представлено повествование.
2. В предложении 4 объясняется высказывание, заключённое в предложении 3.
3. В предложениях 8–9 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 7.
4. Предложения 10 и 11 противопоставлены по содержанию.
5. Предложения 25–26 содержат рассуждение.
Из предложения 13 выпишите контекстные антонимы (антонимические пары).
Среди предложений 7–12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи противительного союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«К теме Великой Отечественной войны обращались как её очевидцы, так и писатели послевоенных поколений, которые войны не видели, потому что человек без истории не существует, а подлинные произведения искусства – это память народа. Рассуждая о роли художественной литературы военной тематики, автор широко использует (А) ____ («незабываемые годы» в предложении 2, «святые слова» в предложении 6, «извечная сила» в предложении 21), (Б) _____ (предложение 16), что свидетельствует о его эмоциональном отношении к проблеме, (В) ____ (предложения 8–9), а (Г) ____ (предложения 7, 22) приглашают читателей к полемике».
Список терминов:
1) ряды однородных членов предложения;
2) вопросительные предложения;
3) публицистическая лексика;
4) синтаксический параллелизм;
5) парцелляция;
6) метафора;
7) антонимы;
8)термины;
9) эпитеты.
Часть 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
---|---|
1. Проблема истины в художественном произведении. (Существует ли единая художественная истина?) | 1. В художественных произведениях отражается жизнь с её общими закономерностями, однако каждый художник осмысливает и изображает объективную реальность по-своему. |
2. Проблема назначения литературы. (В чём состоит назначение литературы?) | 2. Художественная литература — это опыт и память народа, запечатлевшая в себе величие и противоречия эпохи. Литературный герой — это зеркало, позволяющее человеку лучше понять самого себя. |
№ | Ваш ответ | Ответ и решение | Первичный балл |
---|---|---|---|
Здесь появится результат первой части. Нажмите на кнопку «Завершить работу», чтобы увидеть правильные ответы и посмотреть решения. |